ЦИФРА НЕДЕЛИ: 10%. За рубль ответят


В следующем году, по оценке Банка России, рубль укрепится не больше чем на 10%. В этом году ЦБ хотел укрепить рубль не больше чем на 9%, а в прошлом лишь на 8%. Эта тенденция плохо сочетается со словами президента Владимира Путина, который меньше месяца назад предостерег правительство и Центробанк от чрезмерного укрепления рубля, противоречащего интересам наших производителей.

Президент, конечно, прав. Стоимость российских товаров по отношению к импортным растет “удвоенными” темпами: 10% в год дает инфляция и примерно столько же – снижение курса иностранных валют по отношению к рублю. Впрочем, ругает президент монетарные власти и за высокую инфляцию – ее большинство россиян называют главной проблемой экономики, за которую Путин, как и за все происходящее в стране, отвечает.

Но не просто выполнять все заветы президента одновременно. Страна богатеет день ото дня – нефть, газ, сталь и цветные металлы в последние годы резко подорожали. Бюджет распирает от доходов, а по уровню ВВП на душу населения мы уже через пару лет вполне можем достичь солидной планки в $10 000. Однако большая часть населения по-прежнему живет гораздо беднее, чем в Чехии или Польше. Поэтому, чтобы соответствовать статусу обеспеченной страны, власти вынуждены повышать пенсии и зарплаты бюджетникам, тратить деньги на строительство школ и больниц – одним словом, увеличивать расходы бюджета. А значит, и разгонять инфляцию. Но эффективно бороться с инфляцией в оперативном режиме Центробанк с правительством пока умеют лишь одним способом: укреплением рубля. Так и живут. Сначала разгонят инфляцию – получают по шапке, потом укрепят рубль – снова получают, и т. д.

Строгое порицание президента вещь неприятная. Что же делать Центробанку? Похоже, изящный выход найден. Если в предыдущие годы в основных направлениях денежно-кредитной политики ЦБ писал так: “Банк России считает, что укрепление не превысит 9%”, то теперь он пишет о “количественных оценках возможного повышения”, да еще и предупреждает, что динамика курса будет определяться исходя из экономической конъюнктуры и “эффективности сдерживания инфляционных процессов”. В ЦБ, похоже, решили, что с такой формулировкой они с себя ответственность за вес рубля снимают. Мол, вы нам скажите, какая нужна инфляция, а уж мы вам в ответ укрепим рубль. Тем более что мечтать о такой постановке вопроса в ЦБ начали еще в 2001 г. при Викторе Геращенко.

Только вряд ли это понравится правительству. Да и президент производителей в обиду не даст. Отвечать все равно придется.

Андрей Панов