Кредит хорошо, а карта лучше


Еще несколько лет назад российские банки не спешили делегировать своих представителей в магазины, и “Русский стандарт” долгое время оставался чуть ли не единственным кредитором покупателей. Однако затем ситуация поменялась – за соседними столиками в одной торговой сети стали размещаться менеджеры разных банков, а сами магазины начали взимать с банков арендную плату, хотя ранее банки “расплачивались” с ними увеличением объемов продаж за счет выданных ими кредитов.

Настоящий бум потребкредитов на приобретение бытовой техники и электроники был в 2004 г., тогда практически любая рекламная кампания торговой сети делала акцент на возможность воспользоваться ими, вспоминает Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью “Техносилы”. У некоторых сетей на продажи в кредит приходилось более половины общего оборота, добавляет зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.

Теперь же этот показатель падает. Так, в “Техносиле” в первом полугодии этого года за счет потребкредитов было совершено 31% покупок, хотя годом ранее – 36%, а в “М.Видео” – 23% вместо 30%. В “Мире” за январь – июнь доля таких продаж не превысила 30%. Сведениями за первое полугодие прошлого года пресс-служба сети не располагает, а по итогам всего года этот показатель там составил около 35%, говорит ее сотрудник. Получить данные от “Эльдорадо”, одной из крупнейших сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой, вчера не удалось.

Рынок бытовой техники и электроники растет менее стремительными темпами, отмечает Сенюк. Продажи в кредит смещаются в сферу торговли недвижимостью и автомобилями. Доходы населения увеличиваются, поэтому люди могут расплатиться за бытовую электронику, не прибегая к займам, объясняет пресс-секретарь “М.Видео” Надежда Киселева.

Сокращение продаж техники в кредит не означает падения спроса. Просто банки переводят наиболее качественных заемщиков на кредитные карты и магазины не могут идентифицировать такие покупки как кредитные, поясняет аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов. “Банкиры не хотят делиться доходами с магазинами, – добавляет он. – К тому же сейчас кредитные карты – менее конкурентный и более рентабельный бизнес [по сравнению с потребительским кредитованием]”. Так, эффективная ставка по валютным кредитным картам у “Русского стандарта”, по его собственным признаниям, в прошлом году составила 63,8%, а по рублевым – 68,6%, тогда как потребительские кредиты и автокредиты принесли банку всего 43,6% (в 2004 г. – 52,1%, в 2003 г. – 63,6%). За полгода, по оценкам Раскоснова, ставки на рынке снизились, но “карточные” ссуды по-прежнему приносят банкам больше – в среднем 55–60% годовых, тогда как остальные – 40–45%.

Приблизительно 70% тех, кто погасил потребкредит, получают кредитные карты, а размер задолженности по ним в среднем в 2,5 раза больше, чем по обычным кредитам, отмечает Чернущенко. Но покидать стены магазинов банки не планируют – это по-прежнему интересный бизнес и отличный способ привлечения клиентов, уверяет Чернущенко. Более того, “Русский стандарт” пообещал инвесторам увеличивать свое присутствие не только в ведущих, но и в небольших магазинах. Не стали менее значимы банки и для ритейлеров. “Доля продаж в кредит по-прежнему существенна, и мы ее будем стремиться увеличивать, в том числе за счет маркетинговых акций”, – говорит Сенюк из “Техносилы”.