Меньше государства


В декабре 2005 г. президент Владимир Путин поручил Национальному банковскому совету (НБС) рассмотреть вопрос о модернизации госбанков и эффективности участия государства в их капитале.

В НБС была создана специальная рабочая группа. Теперь ей предстоит рассмотреть доклад “О системе государственных банков в РФ” (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”), который подготовлен в Министерстве финансов.

Рабочий вариант документа уже разослан для ознакомления, говорит председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, член НБС Сергей Васильев. Документа он пока не видел, поэтому отказался обсуждать его содержание. Дата заседания рабочей группы еще не определена, говорит Васильев. А к президенту материал отправится после рассмотрения на Национальном банковском совете, отмечает он.

В подготовленном докладе госбанки разделены на четыре группы. В первую вошли лидеры банковского сектора – Сбербанк и Внешторгбанк. Во вторую – единственный отраслевой банк в федеральной собственности – Россельхозбанк (РСХБ). Банки, выполняющие специализированные функции – Российский банк развития, Росэксимбанк и Внешэкономбанк, – вошли в третью группу. В четвертую – банки, работающие на основании межправительственных соглашений, – Международный инвестиционный банк, Межгосударственный и Евразийский банки и Международный банк экономического сотрудничества.

В Минфине ратуют за выход ЦБ из состава акционеров Сбербанка (сейчас его доля 63,75%) – это оптимальный сценарий, который возможен через 5–7 лет. А за 2–3 года можно подготовиться к снижению доли до 50% + 1 акция. Банку требуется капитал, а лучший способ для этого – выпуск новых акций. До размывания доли государству следует подготовить специальную программу выхода из капитала “Сбера”, поскольку его переход в руки частных собственников чреват кардинальным изменением в политике банка. И надо минимизировать негативные последствия, отмечают авторы предложений для НБС.

Доля государства в капитале ВТБ к 2010 г. должна сократиться до 51%, когда капитал банка достигнет 320–330 млрд руб. в результате допэмиссий. При этом 49% капитала банка будет постепенно продано миноритарным акционерам, включая физлиц. Такое решение избавит государство от дополнительных расходов по капитализации ВТБ. А через 5–7 лет банк может быть готов и к полной приватизации.

В ЦБ и Сбербанке комментарии получить не удалось. А член правления ВТБ Василий Титов называет предложения НБС “ожидаемыми”, ведь это уже прописано в стратегии развития ВТБ.

Руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин убежден, что государство должно выходить из капитала банков. Но постепенно и открыто, чтобы не навредить банкам и всей системе, считает он.

РСХБ в ближайшие 2–3 года, согласно проекту доклада, сохранит 100%-ное участие государства. Но к 2008–2010 гг. банк может продолжить деятельность уже как частно-государственное партнерство. Предправления РСХБ Юрий Трушин напоминает, что РСХБ стал одним из ключевых участников в национальном агропроекте. По его мнению, “ближайшие 3–5 лет”, пока не завершится нацпроект, банк должен быть государственным.

Госбанк развития рабочей группе предлагается создать на базе ВЭБа, присоединив к нему РосБР и Росэксимбанк. “РосБР не в полной мере справляется с задачами, которые призван решать банк развития”, – говорится в документе. По словам сотрудника РосБР, банк с капиталом $200 млн не может быть полноценным классическим банком развития. По его словам, “на протяжении нескольких лет, и особенно последних месяцев, нашему акционеру неоднократно предлагалось нарастить капитал”. Но авторы документа напоминают, что банки, через которые РосБР размещал средства в рамках программы господдержки предпринимателей, подняли ставки и снизили эффективность таких заимствований. А сам банк под госгарантию выдал только два кредита на 2% от ее объема.

В ВЭБе от комментариев отказались. А Саватюгин призывает сначала определиться с реорганизацией ВЭБа, а потом решать судьбу банка развития.