Помощники с севера


CGD опубликовал очередной ежегодный доклад (выпускается с 2003 г.) о том, кто из богатых стран больше всего помогает бедным. Всего CGD проанализировал политику 21 наиболее развитой страны мира и пришел к выводу, что в 2005 г. 14 из них улучшили свою политику поддержки бедных, а другие семь сделали шаг назад. “Реальные достижения обеспеченных стран оказались значительно слабее высоких речей их лидеров в 2005 г., громко объявленном “Годом развития”, – отмечает президент CGD Нэнси Бёрдсэлл. Но в целом ситуация с помощью улучшилась, говорит она, хотя и не сильно.

Индекс поддержки развития повысился с 5,2 до 5,3 балла, добавляет автор доклада Дэвид Рудман (индекс колеблется в пределах от нуля до 10). Главное достижение прошлого года – отмена всеобщих текстильных пошлин, отмечает Рудман. Правда, развитые страны запоздали с этой мерой: пообещали еще на саммите Всемирной торговой организации в 1994 г., а провели 31 декабря 2004 г.

Традиционно на первых местах в рейтинге CGD североевропейские страны. У них есть обширные, хорошо управляемые бюджеты поддержки бедных, вдобавок экономики этих стран относительно слабо загрязняют окружающую среду. Возглавили нынешний рейтинг Нидерланды, опередив Данию, Швецию, Норвегию, Новую Зеландию и Австралию (см. график). Состав ведущей шестерки не менялся с 2003 г.

Наибольшего прогресса за три года достигли Испания (+0,9 балла), США и Великобритания (+0,5). А вот Япония уменьшила размеры помощи бедным, а из-за торговых барьеров на импорт риса стала худшей в списке. Хотя улучшились и ее показатели (+0,4).

Лидерство Северной Европе обеспечила большая финансовая помощь беднякам. С учетом размера ВНП Норвегия и Дания направили им помощи в шесть раз больше Японии и почти в пять раз больше США (0,89% ВНП против 0,14% и 0,18% соответственно). США подвела и экология – по этому критерию они худшие.

Уровень поддержки мирового развития CGD анализирует с учетом семи критериев. Первый – финансовая помощь (ее размер в процентах к валовому национальному продукту). Оценку этой помощи исследователи премировали бонусом за выбор сравнительно некоррумпированных правительств для поддержки и штрафовали за загрузку бедных правительств большим количеством отдельных проектов и связанную помощь (тратить которую можно только на товары, произведенные в стране-помощнике). Учитывалась также торговля (средний размер пошлин на товары из развивающихся стран за вычетом субсидий, выданных бедными странами своим производителям) и размер прямых и портфельных инвестиций (при этом за поддержку экологически вредных проектов исследователи штрафовали богатые страны, а за страхование от политических рисков и исключение двойного налогообложения премировали). Следующие критерии – открытость иммиграционной политики и экологическая политика, участие в международных проектах по поддержанию мира (с штрафами за поставки оружия бедным и недемократическим режимам). Последний критерий – исследования в области технологий (с штрафом за жесткие ограничения по использованию интеллектуальной собственности). CGD собирается добавить к этим критериям оценку воздействия внутренней экономической политики развитых стран, говорит Рудман.

В долларовом выражении США оказывают бедным странам большую помощь, чем североевропейцы. Но CGD попытался оценить, насколько каждая страна реализует свой потенциал поддержки бедных, говорит Рудман. “Есть, например, процесс отмены долгов 18 беднейшим африканским странам – им простили $40 млрд. Но изменились только цифры – отмена внешних долгов не делает страны богаче, – рассуждает Рудман. – По сути развитые страны просто признали невозможность получения этих денег”.

Вряд ли уровень поддержки развития в ближайшем будущем резко повысится, считает Рудман.