Старик, подвинься!


Алекса Райдера, обыкновенного школьника с нечеловеческими возможностями, завербованного британской разведкой МИ6, придумал детский писатель Энтони Горовиц, чья популярность, как говорят, не уступает успехам Джоан Роулинг. “Громобой” – экранизация первой книжки о похождениях малолетнего шпиона. Всего книжек шесть, так что наверняка экранные приключения Райдера на “Громобое” не закончатся.

Горовиц заболел бондианой еще подростком. И, видимо, не смог смириться с тем, что классический герой Яна Флеминга стремительно теряет актуальность. Бонда постоянно отправляют в отставку, желают ему достойной гибели. Каждая новая серия подтверждает правоту тех, кто считает его героем ушедшей эпохи.

Как бы ни старались сценаристы и режиссеры модернизировать имидж Бонда, фильмы о нем становятся все более однообразными. Растут лишь бюджеты, увеличивается количество да улучшается качество спецэффектов. Сам Бонд устаревает, его галантность и благородный шик все больше тяготеют к расхожему глянцу. А постоянное изменение внешности – смена актерских масок – и вовсе приоткрывает в нем пронумерованного человека без лица. Потому, возможно, лучшим Бондом остается родоначальник образа Шон Коннери.

“Громобой” явно делался с ироничной оглядкой на традиционного агента 007. Под руководством Энтони Горовица режиссер Джеффри Сакс пошел по пути максимального упрощения и облегчения бондианской материи.

Во-первых, супершпиона радикально омолодили: Алексу Райдеру всего четырнадцать лет, играющему его Алексу Петтиферу – шестнадцать. Во-вторых, отброшен аристократический статус героя. Алекс – сирота, воспитываемый дядей (Эван Макгрегор) и домохозяйкой (Алисия Сильверстоун). Дядя – тайный агент разведки МИ6. Дома он выдает себя за банкира, а в свободное время готовит себе достойную замену – учит племянника выживать в любых условиях.

Персонажа Макгрегора убивают еще до титров. Алекс становится на его место и сразу же отправляется спасать мир от монструозного и карикатурного Микки Рурка. Сложные злодейские умыслы, хитрые политические игры и мировые заговоры, зачастую составляющие сюжет бондианы, тоже отправлены в корзину. Интрига доведена до забавного абсурда: героя Микки Рурка не любили в школе и теперь он хочет отравить всех британских детей при помощи вирусной компьютерной программы “Громобой”.

Политический мотив также вывернут наизнанку: больше всего Рурку доставалось от одноклассника, который вырос в премьер-министра Англии. Министр иронично представлен в виде круглого толстячка с овальным и счастливым лицом колобка – Тони Блэру до него так же далеко, как тинейджеру Алексу Райдеру до дедушки Бонда.

Авторы отказались и от такого непременного компонента бондианы, как романтическая линия, ограничив ее целомудренной дружбой героя с одноклассницей. Хотя Алекс в его пубертатном возрасте мог бы действовать более раскованно.

Ну и главное: вражеские силы в “Громобое” совсем не демонизируются. Напротив, на них возложена юмористическая роль: от уродца Микки Рурка и его мультяшной свиты исходит лукавое комичное добродушие. Можно даже сказать, что зло в фильме не уничтожается, а переходит на сторону добра. Найдя убийцу своего дяди, Алекс заключает с ним нечто вроде сепаратного мира – видимо, до следующей серии.

“Громобой” снят в откровенно комиксовой манере. О реальности тут напоминают лишь атрибуты современного Лондона. Авторы сосредоточились на создании непрерывного действия с минимумом болтовни и, разумеется, без всякого углубления в характеры. Сценарий выглядит цепочкой из быстрых и летучих аттракционов, но исполнены они без привычной кровожадности. Погони на велосипедах и мотоциклах, автомобилях и вертолетах, схватки на крышах лондонских небоскребов, борьба с гигантской медузой-убийцей – даже у ребенка эти типовые компоненты современного блокбастера вызовут ощущение сплошного дежавю. Но его искупает тот немаловажный факт, что сделан фильм легко, ненатужно, с явным удовольствием. Возможно, именно этой легкости не хватает последним сериям бондианы?

Очевидно, что с героем “Громобоя” нынешнему подростку идентифицироваться легче, чем с миром классической бондианы. Впрочем, взрослым на фильме скучать вряд ли придется. “Громобой” – разгрузочное семейное кино без уроков семейных ценностей.

На память сразу приходят “Дети шпионов” Роберта Родригеса. Там мир спасали совсем детишки. Но, как всякий крупный режиссер с воображением, Родригес оказался намного шире семейного жанра и оттянулся на нем вдоволь, напичкав детские приключения массой самоигральных фантазийных выкрутасов. В этом смысле “Громобой” намного проще и куда больше соответствует чистоте жанра.

К чистому комиксу сейчас скатываются все супергерои. Только там они и выживают. А попытка вытащить их из комиксовой среды, предпринятая, скажем, в недавнем “Супермене”, ни к чему дельному не приводит. Может быть, проблема Бонда тоже заключается в том, что этот герой беллетристики был несправедливо изъят из мягкого переплета и поставлен на более высокую планку? Не исключено, что рано или поздно он тоже станет рядовым комиксовым персонажем. Если, конечно, к тому моменту его не потеснит более перспективный и более адекватный нынешнему времени Алекс Райдер.