Верните акции

Акции “Транснефти” инвесторы считали одной из самых безрисковых бумаг. Но 4 мая Басманный суд Москвы по ходатайству Генпрокуратуры наложил запрет на операции с этими бумагами, и биржи прекратили торги ими. Уголовное дело, из-за которого арестованы акции, возбуждено еще в конце 1990-х гг. “по факту злоупотребления бывшими руководителями “Транснефти” должностными полномочиями при приватизации компании”.

Торги акциями “Транснефти” могут начаться в ближайшие дни. Еще 3 июля Мосгорсуд отменил решение Басманного суда об аресте акций “Транснефти” и направил дело на новое рассмотрение, рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева. По ее словам, решение об аресте акций обжаловали несколько граждан – акционеров “Транснефти”. А 3 августа Басманный суд повторно рассмотрел ходатайство Генпрокуратуры и на этот раз в аресте акций отказал. Суд по почте уведомил регистратора о снятии запрета на операции акций 10 августа – в установленный законом срок, рассказала Усачева, добавив, что “остальное зависит от оперативности почты”. Прокуратура, по ее данным, в кассационном порядке обжаловала отказ. Об этом “Ведомостям” рассказал источник, знакомый с материалами дела. С представителями Генпрокуратуры связаться не удалось.

Решения судов означают, что сейчас ареста на акции “Транснефти” нет, говорит управляющий партнер AST Legal Анатолий Юшин. По его словам, биржи должны возобновить торги, когда получат решение суда. РТС и ММВБ смогут начать торги акциями, когда их расчетные депозитарии – ДКК и НДЦ – получат документы о снятии ареста и разблокируют акции на счетах номинальных держателей. Представители депозитариев обещают сделать это в день получения документов от прокуратуры. На следующий день ММВБ и РТС обещают возобновить торги акциями “Транснефти”. Никто из них документы еще не получал, представители регистратора Р.О.С.Т. от комментариев отказались.

Торги акциями “Роснефти” прекратились накануне обвала на российском рынке, с тех пор индекс РТС потерял 7%. Первые сделки с акциями “Транснефти” будут заключаться по цене на 15–20% ниже, чем стоили акции перед арестом (последняя сделка на ММВБ 5 мая – 55 800 руб.), полагает трейдер “Ренессанс Капитала” Алексей Бачурин. “С тех пор были плохие новости о компании, многие инвесткомпании сняли свои рекомендации по акции, и у инвесторов накопилось желание продать бумагу”, – поясняет он. А аналитик UBS Каха Кикнавелидзе считает $3000 справедливой ценой акции “Транснефти”. “Если даже после возобновления торгов акции подешевеют, это возможность их купить”, – говорит Кикнавелидзе. Трейдер “Тройки Диалог” Алексей Долгих считает, что после возвращения на биржи котировки “Транснефти” будут расти: “До ареста на бумагу был большой спрос”.

Но это еще не конец истории, предупреждает Юшин, впереди рассмотрение жалобы прокуроров. Но теперь “ветер поменялся” и прокуратура скорее всего проиграет кассацию, считает он. Менеджер инвестбанка связывает снятие ареста с реакцией западных инвестфондов – акционеров “Транснефти” на долгий арест акций компании. Их представители встречались с высокопоставленными чиновниками и задавали им эти вопросы, рассказывает он. Близкий к Кремлю источник говорил “Ведомостям”, что представители нескольких западных фондов интересовались у него судьбой арестованных акций “Транснефти”. Он также связывает перемены в деле “Транснефти” со сменой руководства Генпрокуратуры – в июне Юрий Чайка сменил Владимира Устинова на посту генпрокурора. Обращалась по этому поводу в прокуратуру и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), говорит ее руководитель Олег Вьюгин, ведь арест акций “Транснефти” ущемляет права инвесторов. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев сказал, что компании о решении суда неизвестно.