“Белон” не поскупился


“Белон” еще два года назад одним из первых среди угольных компаний объявил о планах провести IPO и привлечь для развития бизнеса около $140–170 млн. Перед публичным размещением было решено подготовить рынок и провести частное закрытое размещение. В компании планировали продать около 20% акций за $100 млн, но из-за падения индекса РТС в начале лета 2006 г. объем выпуска был скорректирован – компания решила предложить инвесторам только 13%. Организатором и лид-менеджером размещения была назначена инвестиционная компания “Тройка Диалог”.

В конце июля “Белон” объявил об успешном размещении среди иностранных и российских институциональных инвесторов этих акций на развитие бизнеса на общую сумму около $57 млн. Самый крупный пакет, проданный инвесторам, не превысил 4%, отмечал тогда исполнительный директор “Тройки Диалог” Андрей Бурлинов.

Но, как стало известно “Ведомостям”, за такой результат “Белону” пришлось дорого заплатить – накладные расходы на организацию закрытого размещения обошлись компании не менее чем в $3 млн. Пресс-секретарь “Белона” Галина Фирсова подтвердила, что расходы на услуги агента и проведение road-show составили примерно $3 млн.

Это стало понятно после того, как компания на этой неделе обнародовала стоимость размещения допэмиссии на 1,5 млн акций. В официальном сообщении “Белона” говорится, что цена размещения за акцию нового выпуска установлена в $36, или 950 руб. Покупателями допэмиссии станут сам Андрей Добров и его супруга, а также еще 10 компаний, зарегистрированных по одному адресу на Кипре. При этом пять из этих компаний (Dosatec, Woolabay, Northam, Leomwille и Tarlane) являются владельцами 100% акций “Белона”, а сам Андрей Добров на пресс-конференции в конце июня говорил, что именно он конечный бенефициар этих компаний.

Акции среди инвесторов в июле размещались по $38 за штуку. Андрей Бурлинов из “Тройки Диалог” объясняет эту разницу стоимостью затрат на проведение размещения. “В нее вошли затраты на услуги агента по размещению и организации роад-шоу. Совет директоров компании подсчитал издержки на размещение, которые составили $3 млн, и внес эту разницу в стоимость акций допэмиссии”, – поясняет он. Озвучить стоимость услуг “Тройки Диалог” для “Белона” Бурлинов отказался, сославшись на конфиденциальность информации.

“Тройка Диалог” традиционно работает с крупными клиентами и ориентирована на соответствующее вознаграждение, поэтому, по словам экспертов, ее услуги обошлись “Белону” довольно дорого. Эксперт инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании “Финам” Сергей Харченко уверяет, что затраты “Белона” на любого другого андеррайтера оказались бы примерно в полтора раза ниже – около $2 млн.

“Количество выполняемой работы по размещению акций на $500 млн или $50 млн одинаково, и вознаграждение агенту должно быть примерно равным, но если в первом случае комиссия составит, к примеру, 1% от суммы, то во втором – 5%”, – поясняет Харченко. С ним соглашается и аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. По его словам, агенты размещения практически никогда публично не раскрывают информацию о том, во сколько обошлись их услуги для конкретных компаний. “Но, по моему мнению, “Белон”, переплатил более $1 млн. Другие агенты вряд ли бы взяли с него более $2 млн”, – поясняет он. “Услуги андеррайтера для мало известных инвесторам сибирских компаний достаточно дороги – более 5% от привлеченных инвестиций. Причем частное размещение – один из самых дешевых инструментов. Если бы “Белон” проводил IPO, то андеррайтеру могло пойти до 10% от стоимости эмиссии”, – подчеркивает Харченко.