Мужчины в самом расцвете сил


Возрастной рубеж для таких картин определяется просто: тем, кому “до”, показывают кино, в котором свадьба – хеппи-энд, а тем, кому “за” – истории, где это только начало. Комедия “Он, я и его друзья” относится ко второй категории, хотя август в мировом прокате – время традиционного засилья пубертатных радостей. Голливудские маркетологи, однако же, не зря едят свои биг-маки и, вероятно, загодя выложили перед студийным начальством отчеты об изменениях аудитории: критическая масса потребителей тинейджерской романтики и шуток про потерю девственности подросла, устроилась на недурно оплачиваемую работу, обзавелась семьями.

И вот режиссеры Энтони и Джо Руссо по разнарядке ковыряют сразу две проблемы, актуальные для молодого офисного работника: стоит ли жениться на дочери шефа и что делать с друзьями, которым не так подфартило с карьерой.

Молодоженов играют Мэтт Диллон (в лучшие годы снимавшийся у Гаса Ван Сэнта в “Аптечном ковбое”) и Кейт Хадсон (вспомним отличную роль в недавнем триллере “Ключ от всех дверей”). На зависть сухопарый и подтянутый Майкл Дуглас (даже морщинки как на дорогом чемодане) – разумеется, босс и отец. Дочерний выбор он не одобряет, поэтому заваливает зятя неподъемной работой, настоятельно рекомендует ему взять фамилию жены и в довершение всего советует сделать вазэктомию – несложную операцию для мужчин, которые не собираются в обозримом будущем заводить детей.

Папа дело говорит. Какие дети, когда у героя Диллона есть Дюпри (Оуэн Уилсон) – лучший друг, которому как раз негде жить? У Дюпри (фигурирующего в оригинальном названии фильма, но пропавшего из русского) нет работы, все его имущество – лосиные рога и велосипед, и взрослеть этот парень не собирается.

Короче, если у вас когда-нибудь гостили неделями старые приятели, вы сможете посмотреть комедию братьев Руссо с таким же чувством, с каким, наверное, профессиональные шпионы смотрят фильмы о Джеймсе Бонде. Молодожены, видите ли, никак не могут ужиться с лучшим другом в двухэтажном коттедже. Они бы в однокомнатной квартире попробовали.

С другой стороны, и в коттеджах случаются неприятности с канализацией и нарушения пожарной безопасности при излишне пылких занятиях сексом. В комплекте с шуткой насчет вазэктомии это вполне стандартный комический набор для подростков (понос, неудавшийся секс, угроза кастрации), но авторы не буянят и держат себя в руках, помня о том, что делают фильм для другой целевой аудитории – тоже, в сущности, подростков, но лет на 15 постарше. Для тех, в чью жизнь уже крепко вошли понятия семьи и карьеры, но тинейджерское сознание от этого не изменилось.

“Он, я и его друзья” – не единичный случай. Недавно в нашем прокате был, к примеру, “Развод по-американски” (Break-up) – тоже сюжет про разное понимание базовых ценностей 30-летних. То ли строить домашний уют, то ли пиво пить с друзьями – конкретные ситуации могут быть разными, но в общем виде основной вопрос бытия сводится примерно к этому.

Комедия братьев Руссо – несмешная и назидательная – тяготеет скорее все-таки к пиву с друзьями. Лучше уж инфантильные удовольствия, чем откровенное жлобство, которое прет из героя Диллона и с натугой выдается режиссерами за чувства не мальчика, но мужа. Глядя на то, как детские шалости и плюшевый характер Дюпри вызывают умиление сначала у жены, а потом и у тестя, персонаж Диллона – посредственность и гомофоб – на глазах звереет.

В результате будущее молодой семьи оказывается под вопросом, но симпатяга Дюпри, конечно, разрешает эту маленькую проблему. А заодно находит свое место в жизни – становится преуспевающим пройдохой из тех, что учат, как заводить себе друзей и оказывать влияние на людей.

Учение Дюпри состоит в том, что каждый человек может обрести целостность и счастье путем простого удлинения своего имени – в русском дубляже с помощью окончания “-сность”. Например, героя Диллона зовут Карл, поэтому он должен найти свою “карлсность”. Случайная шутка переводчиков, как ни странно, объясняет в этом невеселом фильме главное.

“А тебе сколько лет? – спросил Малыш, решив, что Карлсон ведет себя уж слишком ребячливо для взрослого дяди.

– Сколько мне лет? – переспросил Карлсон. – Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать.

Малыш в точности не понимал, что значит быть мужчиной в самом расцвете сил. Поэтому он осторожно спросил:

– А в каком возрасте бывает расцвет сил?

– В любом! – ответил Карлсон с довольной улыбкой”.

Для справки: подростку Оуэну Уилсону сейчас 37, подростку Мэтту Диллону – 42.