Снижайте ставки!


В последние годы розничное кредитование в Японии было настоящей золотой жилой. Хотя с ним предпочитают не связываться банки, у которых после кризиса конца 90-х гг. на балансах зависло огромное количество безнадежных кредитов, для 14 000 небанковских финансовых организаций этот бизнес очень прибылен. По данным Ассоциации сектора потребкредитования Японии, в 2005 г. такие компании выдали ссуды на $292 млрд. Это примерно десятая часть всех кредитов, выданных в стране, включая корпоративные и ипотечные.

Банки на потребительских кредитах могут заработать не более 1%, а небанковские организации – 6–7%. Благодаря низкой процентной ставке таким компаниям заемные средства обходятся всего в 2%, клиентов же они кредитуют почти под 30%. В финансовые компании в основном приходят те, кого не хотят обслуживать банки. Для них финансовые компании – последняя надежда найти деньги на погашение старого кредита, а иногда и просто на существование. Правда, при таких грабительских ставках финансовые трудности заемщиков лишь увеличиваются. В 1995–2004 гг. число банкротств физлиц в стране выросло в четыре раза до 211 000.

Агентство по финансовым услугам Японии (FSA) и правительственная комиссия занялись проблемой еще весной. В апреле пришлось закрыть все свои отделения одной из крупнейших розничных финансовых компаний – Aiful, которая, как утверждает FSA, чтобы вернуть кредиты, использовала шантаж и угрозы. К снижению розничных ставок призывало лобби, в которое входят юристы, ритейлеры и политики. Против выступали японские подразделения Citigroup и GE Capital, решившие сами заработать на рознице и купившие для этого местные финансовые компании – но они ничего сделать так и не смогли. FSA намерено объявить свой вердикт до конца месяца, но рынку уже известно, что регулятор порекомендует снизить ставки с максимальных на сегодня 29,2% до 20% или даже ниже.

Регулятор утверждает, что при низкой учетной ставке финансовые компании и так достаточно прибыльны, чтобы без больших потерь пережить снижение. А вот эксперты считают, что резкое снижение ставок приведет к упадку всего розничного сектора. “Нет сомнений, что это окажет огромнейшее влияние на розничные финансовые компании и ритейлеров, – говорит аналитик брокерской компании Nomura Синити Иимура, – это решение может подорвать весь сектор”.

Сильнее всех пострадают мелкие компании. “Отношение издержек к выданным кредитам у небольших розничных компаний составляет 22%, и, если ставку снизят до 20%, они разорятся”, – заявляет сотрудник розничной компаний Acom. Председатель Японской федерации ассоциаций независимых кредитных организаций Такаси Кунии говорит, что, если ставку снизят до 20%, убыточными станут 30 из 32 ее членов – ассоциаций. “В регионах потребители много покупок делают в кредит, поэтому, если снижение ставки ударит по нашим ассоциациям, от этого пострадают и ритейлеры”, – полагает он.

Крупным компаниям тоже вряд ли удастся пережить повышение ставки безболезненно. Аналитик J.P. Morgan Chase Натсуму Дзюдзино предрекает, что у четверки крупнейших розничных компаний – Aiful, Takefuji, Acom и Promise – прибыль до вычета налогов сократится более чем вдвое. Если же ставка будет единовременно снижена до 18%, то, по подсчетам Дзюдзино, у Acom и Promise прибыль упадет на 79% и 86% соответственно, а Aiful и Takefuji понесут убытки. “Выживут только компании с приличным капиталом”, – поддерживает его Иимура.

Розничным компаниям остается надеяться лишь на “подарок” правительства – переходный период с постепенным снижением ставки. “Если ставку снизят сразу до 20%, это будет уничтожением сектора, – говорит Кунии, – но если будут снижать постепенно, может быть, мы с этим и справимся”. (FT, 16.08.2006, Татьяна Бочкарева)