ВЕКТОР


Кто виноват

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наконец-то нашла виноватого в возобновившемся росте цен на автозаправках. Это Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации (МТА), объединяющей розничных торговцев топливом в столице. Его вина состоит в том, что около двух недель назад он заявил журналистам, что в сентябре цена 92-го бензина может подняться до 20 руб./л, а 95-го – до 21 руб. Глава ФАС Игорь Артемьев направил Аркуше предупреждение, в котором говорится, что подобные высказывания могут означать координацию ценовой политики членов ассоциации, что является нарушением антимонопольного законодательства. Артемьев также полагает, что это заявление способно спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них. Артемьев Америки не открыл. Еще несколько лет назад замруководителя антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин (этот пост он занимает и сейчас) слал в МТА письма, в которых укорял ее представителей за выступления в СМИ на тему подорожания бензина и призывал вместо этого сигнализировать ему о случаях, вызывающих подозрение в ценовом сговоре участников рынка. Так что все в традициях советского чиновничества – если о каком-либо явлении не говорить, то его как бы и нет.

Между тем Аркуша лишь констатировал уже свершившееся – производители (крупные нефтяные компании) подняли оптовые цены до уровня, за которым неизбежен рост розничных. И это сейчас происходит не только в Москве, но и в остальной России и даже за ее пределами. Поэтому если ФАС назначила Аркушу ответственным за столичный рынок, территориальным управлениям этой службы теперь самое время подыскивать виновных в росте цен в своих регионах.

Электронный Кремль

До “электронного правительства” сдулась некогда амбициозная федеральная целевая программа “Электронная Россия”. Как рассказал “Ведомостям” источник в Мининформсвязи, премьер-министр Михаил Фрадков подписал на этой неделе постановление о внесении изменений в “Электронную Россию”. По его словам, основной задачей обновленной ФЦП станет внедрение электронного правительства – комплекса информационных технологий, которые теоретически должны облегчить взаимодействие госчиновников и общества. Разработчики “Электронной России” из Минэкономразвития и Мининформсвязи в 2000–2001 гг. видели ее задачи намного шире – программа должна была объединить все разрозненные государственные инициативы по IT, от создания общественных пунктов доступа в Интернет до перевода документооборота в госорганах на электронные рельсы. Однако ни Минфин, ни правительство, ни Госдума с начала работы “Электронной России” ни разу не поддержали финансирование программы в полном объеме. В прошлом году из госбюджета на нее планировалось выделить около 2 млрд руб. вместо 12 млрд руб., прописанных в паспорте программы. Чиновники и депутаты жаловались, что основные плановые показатели программы были слишком неконкретными. Теперь в “Электронной России” останется лишь электронное правительство, а за другие программы – например, создание технопарков или поддержку IT-отрасли – будет отвечать Мининформсвязи. Впрочем, задача “Электронной России” проще не стала. Каждый гражданин знает, как порой бывает непросто общаться, например, с паспортистками. Но заменить визит в паспортный стол на виртуальное общение с паспортистками будет непросто. Это наглядно показала недавняя история с внедрением системы ЕГАИС.