Безумная избушка


Меньше чем через неделю, 24 августа, в российский прокат выходит совместный продюсерский проект давних друзей, Стивена Спилберга и Роберта Земекиса, – полнометражный мультфильм «Дом-монстр». На этот раз знаменитые режиссеры и продюсеры предлагают зрителю нетрадиционный для анимации жанр: фильм ужасов.

Среди рекламных роликов, которые вы увидите перед показом «Дома-монстра», будет в том числе трейлер «Сезона охоты» – последнего анимационного проекта студии Sony Pictures. В течение нескольких минут по экрану носятся оголтелые, не в меру эмоциональные компьютерные животные и разыгрывают гэги в стиле своих многочисленных предшественников. Все это создает ощущение дежа вю. Сколько их было только за последние полгода: «Ледниковый период-2», «Большое путешествие», «Лесная братва». Всех уже не припомнишь, но и этих достаточно, чтобы зритель стал отъявленным зверофобом.

На фоне этого зоопарка анимационный фильм ужасов воспринимается как глоток свежего воздуха. Тем более что «Дом-монстр» – кино и впрямь довольно страшное. Таинственный, загадочный, наполненный пугающими тенями и тревожной музыкой, он заставит вжаться в кресло не только детей, но и некоторых родителей. Режиссер фильма Гил Кенан не заигрывает с аудиторией: ничего не сглаживает, не упрощает, не подстраивается под стереотипные представления о том, что детям положено или не положено смотреть. Зато он прекрасно помнит, что детям нравится: динамичный сюжет, множество загадок и замечательные персонажи.

Из детских сказок и страшилок на экран выполз чудаковатый старик, который терпеть не может малышей. Стоит кому-нибудь нарушить границы его владений, этот вредный тип со скрюченными пальцами выскакивает из дома и отбирает у ребенка игрушку или велосипед. Еще привлекательнее выглядит его обиталище – таинственный дом, который, однажды лишившись владельца, начинает жить своей жизнью. Дом-монстр не ограничивается экспроприацией игрушек: он просто-напросто пожирает всех, кто к нему приближается. Еще один любимый детский персонаж – противная нянька, которой поручено следить за главным героем и которая вместо этого крутит шашни с отвратительного вида хиппарем. Главные герои – трое юнцов, которые отважно сражаются с распоясавшимся зданием, а параллельно решают свои подростковые проблемы.

И, конечно, создатели помнят, что дети любят не только пугаться, но и смеяться. Хорошо прописанные диалоги изобилуют нестандартными шутками, да и сам дом, если абстрагироваться от тревожной музыки, покажется персонажем донельзя комичным. Он забавно корчит рожи, зевает, а при приближении полиции, как и полагается хорошо воспитанному монстру, прикидывается вполне невинным строением.

В общем, все здесь страшно, смешно и страшно смешно. Так оно обычно и случается в славный праздник Хэллоуин, в канун которого происходят события фильма. Конечно, до Тима Бертона, так хорошо освоившего тему смешных ужасов, Гилу Кенану далеко: «Дом-монстр» при всех своих достоинствах не сравним ни с «Кошмаром перед Рождеством», ни с «Трупом невесты». Впрочем, стоит ли требовать подобного от дебютанта, всего несколько лет назад получившего диплом режиссера анимационного кино? Кенану нет еще и тридцати лет, до сих пор он отметился лишь дипломной короткометражкой «Жаворонок», и «Дом-монстр» для него – первый опыт в полном метре. Кто знает, может, имя Кенана вскоре будет звучать не менее громко, чем имя Бертона.