Диковина должна стать нормой


В воскресенье в Стокгольме открывается Фестиваль стран Балтийского моря. Его организовал финский дирижер и композитор Эса-Пекка Салонен (р. 1958), не раз выступавший и в России. Из своих коллег-дирижеров Салонен пригласил в Стокгольм Манфреда Хонека, Пааво Ярви и Валерия Гергиева, который везет на фестиваль новую мариинскую постановку “Фальстафа” Верди и Ленинградскую симфонию Шостаковича. В афише фестиваля классику уравновешивает современная музыка – эстонская, латвийская и финская. Будут и мировые премьеры: сочинения Виктории Борисовой-Оллас (шведского композитора русского происхождения) и финна Киммо Хакола.

– В этом году фестиваль заказал два новых сочинения. Это регулярная практика?

– Да. Еще у нас будет европейская премьера пьесы шведского композитора Андерса Хиллборга, которую я заказал для лос-анджелесского оркестра, а в этом году везу на Балтийский фестиваль. В прошлом году нашего бюджета не хватило на заказ, и мне пришлось оплатить его самому. (Смеется.)

– А кто выбирает композиторов?

– У нас нет художественного совета, я выбираю сам. Я мечтаю поддержать работу молодых композиторов балтийского региона. Если будет возможность, я бы хотел заказывать сочинения молодым композиторам из Петербурга, Латвии, Литвы, Эстонии. И тогда каждый год приносил бы по три-четыре новые пьесы молодых композиторов Балтики. Это мечта, но я хотел бы ее воплотить.

– Как вы все успеваете?

– Конечно, у меня нет времени просматривать каждую партитуру. Есть люди, которые это делают за меня. Но если мне говорят: “Посмотри, это фантастика!” – я всегда обращаю внимание. Мне интересно, что пишут молодые. К тому же я по своему опыту знаю, как трудно бывает вначале, когда ты никому не интересен, вовсе не зарабатываешь денег, работаешь по два года над пьесой без всякой уверенности, что она прозвучит. Я восхищаюсь молодыми, которые решаются идти этой дорогой. Такие люди нуждаются в поддержке.

– В 80-е гг. в Финляндии произошел прорыв новой музыки. Тогда буквально распахнулись все двери. Как вам это удалось?

– В 1977 г. мы – финские студенты-композиторы – организовали общество “Korvat auki!” (“Откройте уши!”). Нас было много, и у нас была уйма энергии. Это стало началом движения, а несколько лет спустя современная музыка из диковины превратилась в норму. Мы считали, что нет причин разделять старую и новую музыку – Баха и Ксенакиса, Стравинского и Чайковского, что пришло время открыть двери. Камерный оркестр “Avanti!”, основанный в 1983-м, многое изменил в финской музыкальной жизни, потому что многие музыканты из “Avanti!” перешли в симфонические оркестры. И они несли этот опыт с собой.

– Все это имеет прямое отношение к сегодняшней российской ситуации. Современная музыка находится на обочине концертной жизни. Как изменить ситуацию?

– Взбудоражить молодежь. Придумать по-настоящему интересные программы – например, Стравинский и совсем свежая музыка. Снизить цены на билеты. Чтобы привлечь молодых, нужно потрудиться. На самом деле, если тебе нравится современная электроника, у тебя нет причин отказываться от Томаса Адеса или Пьера Булеза. Просто нужно играть новую музыку. Необходим специальный ансамбль новой музыки, но нужно также, чтобы крупные институции – Филармония, Мариинский театр – играли современный репертуар. В конце концов, играть новую музыку – это долг больших институций.

– Но оркестр Филармонии не играет новую музыку.

– Ну так они ошибаются! Это их обязанность! Подумайте о своей традиции: в Петербурге все время звучала новая музыка. Ведь и Чайковский был в новинку. А во времена нэпа в Петрограде происходили совершенно фантастические вещи – “Нос” Шостаковича, “Завод” Мосолова. Ваш город всегда был местом авангардным. Но сейчас культурная жизнь восстанавливается. И молодежь должна потребовать: “Мы хотим играть и слушать музыку нашего времени”. Нужно, чтобы молодые устроили нечто вроде “тихой революции” – и тогда новая музыка станет частью жизни.