Инвесторами не рождаются


Генерал-лейтенант Дан Халуц принял свое инвестиционное решение через два часа после похищения израильских военных, которое и стало поводом для начала ливанской кампании, сообщила газета Maariv. По ее информации, он позвонил своему брокеру в Bank Leumi как раз тогда, когда политическое и военное руководство Израиля при непосредственном участии генерала решало, начинать войну с Ливаном или нет. Генерал вовремя вспомнил о своих инвестициях – за два следующих дня фондовый индекс TA-25 потерял 8,3%.

Халуц не стал отрицать информацию, полученную журналистами. “Это правда, что я продал весь свой портфель на 120 000 шекелей ($27 500. – “Ведомости”) 12 июля примерно в полдень, но вы не можете это связывать с войной. В тот момент я не думал и не ожидал, что будет война”, – заявил начальник генштаба Maariv. “Да и во время самой войны я делал многое, что было связано с моей личной или семейной жизнью”, – добавил он. По его словам, которые приводит газета, он уже потерял к тому времени на инвестициях около 25 000 шекелей и потому решил избавиться от акций. Через день Халуц заявил на брифинге в своем офисе, что не позволит втянуть себя в дискуссию о собственной честности: “Помимо всего прочего, я гражданин, у меня есть семья, я совершаю финансовые операции”.

“Генерал на самом деле продал ценные бумаги в день начала войны, – заявил “Ведомостям” официальный представитель министерства обороны Израиля. – Но генерал утверждает, что его действия были неправильно интерпретированы. Он не будет давать комментарии, пока ситуация не успокоится. Больше нам добавить нечего”.

Объяснения Халуца не убедили общественность. Израильская пресса пестрит язвительными заголовками (типа “Инвестиции под огнем. Как сделать немного денег на большой войне”) и гневными колонками. “Мы провели последний месяц в боях, не имея возможности попасть домой хотя бы на одну ночь, – цитирует Jerusalem Post офицера израильской армии. – А Халуцу, который должен был вести эту войну, хватило времени на то, чтобы сыграть на акциях”. И левые, и правые призывают Халуца подать в отставку, комитет кнессета по международным делам и оборонной политике собирается допросить генерала, а председатель Национальной религиозной партии Зевулун Орлев попросил генерального прокурора начать расследование инцидента.

По израильским законам генерала нельзя обвинить в инсайде. Комиссия по рынку ценных бумаг Израиля уже объяснила, что военные в отличие от обычных государственных служащих могут свободно распоряжаться своими акциями, а к инсайдерской информации можно отнести только сведения о торгуемой компании, а не оценку ситуации в целом, утверждает газета Haaretz. “С юридической точки зрения генерал Халуц ничего не нарушил, – соглашается директор израильского аналитического центра IPCRI Гершон Баскин. – Как только человек становится госслужащим, он обязан передать все ценные бумаги в независимый фонд. Но на должность начальника генштаба это требование не распространяется”. В Израиле, чтобы информация квалифицировалась как инсайд, должна быть утечка из компании, признает аналитик Clal Finance Batucha Investment Management. “Что касается этики, то посмотрите на заголовки газет”, – добавляет он. “Действия генерала смотрятся крайне неприглядно”, – возмущается Баскин.

Bank Leumi, сотрудников которого подозревают в утечке, начал расследование, чтобы выявить источник этой незаконно распространенной информации, рассказал “Ведомостям” его представитель.

По мнению израильского политолога Алика Эпштейна, исход “этой чудовищной истории” не до конца ясен. “Информация о продаже акций появилась месяц спустя, потому что кому-то в армейском руководстве хотелось бы, чтобы генерал ушел, – считает Эпштейн. – Его хотят сделать виноватым в войне, которая закончилась для Израиля довольно неудачно”. Но у высшего политического руководства есть желание замять эту историю, полагает политолог. А вот президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский, напротив, полагает, что “отставка Халуца весьма вероятна”.