Чей портфель больше

В этом году Минфин впервые приложил к пояснительной записке о проекте федерального бюджета информацию о будущих расходах с разбивкой по министерствам и ведомствам. До сих пор такие данные приводились только в приложениях к закону о бюджете – и без подробных пояснений. “Мы движемся к бюджетированию по результату [работы ведомств], когда упор делается на конечную эффективность использования бюджетных средств”, – объясняет повышение информационной открытости руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров.

На основании данных Минфина “Ведомости” составили список, из которого видно, сколько денег в будущем году распределит каждое российское министерство (см. таблицу). Напомним, что в общей сложности через руки федеральных чиновников в 2007 г. пройдет 5,463 трлн руб. ($206 млрд). Абсолютным лидером по объему средств, естественно, является Минфин. В следующем году финансовое ведомство сможет распорядиться суммой в 1,76 трлн руб., а в общих тратах федерального бюджета – 2007 доля расходов Минфина приближается к 32%. “Мы – крайний и нетипичный случай”, – подчеркивает Лавров. Просто через Минфин проходят огромные межбюджетные трансферты (1,53 трлн руб.), обслуживание государственного долга и финансирование внебюджетных фондов – Пенсионного, социального и медицинского страхования. Кстати, несмотря на предвыборный год, предполагающий рост социальных расходов, размер “чемодана”, на котором сидит Минфин, вырастет лишь на 14%.

Зато расходы Минпромэнерго увеличатся в 2,5 раза и достигнут 53,8 млрд руб. У этого скачка есть разумное объяснение, говорит руководитель департамента министерства Станислав Наумов: государство через Минпромэнерго вносит 30 млрд руб. в уставный капитал системообразующих организаций электроэнергетики – ФСК, “ГидроОГК”, СО-ЦДУ. А, например, львиная доля расходов Минэкономразвития придется на инвестфонд, который в следующем году вырастет с 69,7 млрд руб. до 110,6 млрд руб.

Если министерство исполняет только функции, не имеет сети территориальных подразделений и значительных инвестпроектов, то собственных расходов у него немного, говорит чиновник Белого дома. Примером служат Минприроды, Минтранс и Минкультуры. Нередко агентства и службы, работу которых координирует министерство, управляют куда большими бюджетными потоками. К примеру, Роснедра пропускают через себя 21 млрд руб. – в 10 раз больше головного министерства, агентство по культуре профинансирует мероприятия на 6,6 млрд руб. – втрое больше курирующего министерства. Расходы Минсоцздрава – 21,6 млрд руб., а Росздрава – 73,5 млрд руб. (причем вырастут они в следующем году на 88,2%).

Содержание самих чиновников обходится налогоплательщикам не так уж дорого: оплата труда составляет доли процента от общих расходов большинства министерств. Лишь у МИДа зарплаты составляют большую часть сметы – 11,4 млрд руб. из 20,9 млрд руб. Вскоре зарплаты чиновников будут напрямую зависеть от результата их работы, обещает руководитель секретариата вице-премьера Александра Жукова Алексей Головков, который входит в комиссию правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. По его словам, уже в бюджете-2008 деньги будут распределяться между министерствами в зависимости от показателей их эффективности. Пока что деньги выделяются министерствам “от достигнутого”, отмечает директор Центра макроэкономических исследований компании “БДО Юникон” Елена Матросова. А директор фонда “Индем” Георгий Сатаров уверен, что чем больше бюджет ведомства, тем больше коррупция: “Где больше денег, там легче отщипнуть”.

Влиятельность министерства напрямую зависит от объема его бюджета, уверен совладелец холдинга “Помидорпром” Максим Протасов. “Если сравнивать Минсельхоз, например, с ФСФР, очевидно, что влияние первого выше”, – рассуждает бизнесмен. Это правило работает не всегда, возражает чиновник Белого дома: авторитет руководителя ведомства складывается из объема его полномочий. Например, Роспотребнадзор (0,5 млрд руб.) смог полностью прекратить импорт грузинских вин и минеральной воды, а Росприроднадзор (3 млрд руб.) недавно остановил подачу нефти на литовский НПЗ. Важны и личные качества руководителя, и его возможности напрямую общаться с премьером и президентом, добавляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Например, руководитель налоговой службы Анатолий Сердюков, хотя формально и подчиняется министру финансов Алексею Кудрину, в обход своего начальника напрямую общается с Владимиром Путиным и по степени влиятельности ненамного уступает министру.