Дорогая энергия “Транснефти”


Крупнейший проект “Транснефти” – строительство Восточного нефтепровода – дается компании непросто. За несколько дней до начала стройки президент Владимир Путин потребовал изменить маршрут трубопровода, отодвинув трубу от Байкала. В конце апреля монополия начала стройку. Одновременно она выбирает новый маршрут трубы и готовит его ТЭО. В конце мая президент “Транснефти” Семен Вайншток пообещал Путину, что труба пройдет в 400 км от Байкала.

Прежний маршрут, по оценке “Транснефти”, обошелся бы в $11,5 млрд. Новый проект, “несомненно, будет дороже”, говорил Вайншток в июне в интервью “Ведомостям”. “Мы должны построить не только трубу, но и дополнительно 300–400 км дорог, большее количество нефтеперекачивающих станций, обеспечить энергоснабжение, а это серьезнейшая проблема для тех регионов”, – пояснял он.

Сколько все это в итоге будет стоить, “Транснефть” еще не посчитала. Зато она уже знает, что для обхода Байкала ей придется построить дополнительно около 1700 км электросетей, рассказал “Ведомостям” вице-президент монополии Сергей Григорьев. Прошлый маршрут, по словам Григорьева, строительства новых сетей почти не предусматривал, так как проектировался вдоль железной дороги, где уже есть необходимая инфраструктура. Для трубы в обход Байкала надо построить ЛЭП на 110–220 кВ, говорит Григорьев: строительство электросетей будет заложено в смету проекта, а подрядчик будет выбираться на тендере. Точных расчетов стоимости сетей у “Транснефти” пока нет.

Километр сетей 220 кВ в той местности обойдется примерно в $1 млн, говорит менеджер “Иркутскэнерго”, так что весь проект может стоить $1–2 млрд. Такую же цифру назвал аналитик инвестбанка “Траст” Андрей Зубков. В данном случае на стоимость влияет не столько напряжение будущей сети, сколько затраты на строительные работы в сложных условиях, говорит он. От $1 млн оценил стоимость 1 км такой сети и бывший сотрудник Федеральной сетевой компании. По его словам, эта сумма включает все затраты, в том числе проектные работы, плату за землю и др.

Вайншток предупреждал, что вместе со стоимостью проекта вырастут и тарифы. Предполагалось, что прокачка 1 т нефти по ВСТО до Сковородино (в прежнем варианте) обойдется нефтяникам в $38,8. Выход только один – заложить стоимость электросетей в тариф “Транснефти”, говорит Зубков: трубопровод пойдет по глухой тайге, севернее Байкала, других пользователей электроэнергии в тех местах нет. Финансирование из бюджета невозможно, подтверждает чиновник, близкий к совету директоров “Транснефти”. По его словам, пока монополия не представила расчеты расходов, в том числе на электричество. При стоимости сетей даже в $1 млрд их вклад в тариф должен составить $1,5 за 1 т – чтобы проект окупился за 15 лет, подсчитал аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. В “Роснефти” и ТНК-ВР, у которых есть месторождения в Восточной Сибири, от комментариев отказались. Раньше Вайншток говорил, что, несмотря на повышение тарифа, нефтяники получат выгоду “в связи с тем, что трасса будет ближе к месторождениям” – Талаканскому и Верхнечонскому. И компаниям не придется строить себе по 500–700 км трубопроводов от месторождений до Восточного нефтепровода.