Кинопроба Вексельберга


Большой бизнес в последние годы всерьез увлекся кинопроизводством. На съемки фильма “Папа” Владимира Машкова в 2004 г. большую часть из затраченных $3,5 млн выделили председатель совета директоров “Кузбассразрезугля” Михаил Абызов, совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и совладелец “Трансгрупп” Сергей Глинка. Тогда бизнесмены заявляли, что дают деньги бескорыстно, из желания помочь кинематографу. Но вскоре производство кино стало сферой инвестиций. “Интеррос” Владимира Потанина и Михаила Прохорова купил в конце 2005 г. крупнейшую независимую продюсерскую компанию “Централ Партнершип”, а холдинги Владимира Евтушенкова и Леонарда Блаватника уже строят собственные киностудии. “Система масс-медиа” – в Санкт-Петербурге, а “Амедиа” (на 50% принадлежит Access Industries Леонарда Блаватника) – в Подмосковье. “Если в 2005 г. в стране консолидированный бюджет всех проектов на 70% покрывался государством, то в этом году 50–60% финансирует бизнес”, – добавляет директор ТПО “Киностудия им. Горького” Станислав Ершов.

Теперь попробовать себя в кинобизнесе решил и Виктор Вексельберг. Его компания “Ренова” вложит $4 млн в съемки исторического блокбастера о Смутном времени и изгнании поляков из Москвы. Идея снять фильм об этой эпохе принадлежит Владимиру Хотиненко, рассказал “Ведомостям” источник в администрации президента, и в Кремле режиссера “морально поддержали”.

“Кинобизнес нам интересен, и мы давно думали попробовать вложить деньги в кинопроект, чтобы понять, наше это или нет”, – рассказывает представитель “Реновы” Андрей Шторх. По его словам, партнером “Реновы” “на паритетных началах” выступает студия “ТРИТЭ” Никиты Михалкова. В финансировании производства картины может принять участие и Роскультура. “Бюджет картины составит как минимум $10 млн”, – заявил “Ведомостям” участник кинорынка, попросивший не называть его имени. В “Ренове” такую оценку считают “близкой к истине”.

Компания планирует получить “примерно половину” доходов от кинопроката, продаж DVD и продаж прав на телепоказ, рассказывает Шторх. “Вряд ли Вексельберг согласился на принцип 50:50”, – сомневается топ-менеджер одной из кинокомпаний, попросивший не называть его имени. Он уверен, что доля “Реновы” будет минимум 65%.

В случае успеха кинопроизводство может стать для “Реновы” самостоятельным направлением бизнеса, к тому же это логичный шаг в развитии ее медийного подразделения, говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Производство контента дополнит кабельный бизнес “Реновы”, указывает она, но для рентабельности необходима целая линейка контент-продуктов. Один из главных конкурентов “Ренова-медиа” – “Система масс-медиа” также помимо кабельных сетей инвестирует в западное кинопроизводство. Там просчитать риски и прибыли несколько проще, отмечает генеральный директор “Системы масс медиа” Михаил Дунаев. “Для пробы пера в этом проекте слишком высоки риски – так он прокомментировал затею “Реновы”. – Чтобы выйти в ноль, фильм должен собрать [в прокате] минимум $30 млн”.

Другие опрошенные “Ведомостями” эксперты также не уверены, что “Ренова” сумеет вернуть вложения. С оценкой Дунаева согласен Ершов, но он отмечает, что “1612” вряд ли сможет перекрыть достижение “9 роты”, собравшей в прокате около $27 млн. А продюсер Сергей Грибков из компании “Топ-Лайн” допускает, что “1612” сможет собрать около $30 млн, но с учетом телепоказа, видео и прочих продаж.