Никелю пора дешеветь


Цены на никель растут уже несколько лет. Если на конец 2002 г. этот металл стоил $7250 за 1 т, то к началу 2006 г. он подорожал до $13 900. А в нынешнем году цены на никель выросли более чем в два раза. В июле они превысили исторический максимум в $26 000 за 1 т, а в минувший четверг достигали уровня в $32 700 за 1 т. В пятницу торги на LME закрылись на отметке в $28 000 за 1 т. Как следствие, дорожает и “Норникель”, ведь около половины выручки компании приходится на продажи никеля. С октября прошлого года капитализация компании выросла с $15 млрд до $27 млрд, а торги на РТС закрылись в пятницу на отметке $134 за акцию “Норникеля”.

Но эта идиллия может закончиться, если котировки никеля вернутся к весенним показателям – $18 000 за 1 т. В таком случае котировки “Норникеля” могут упасть на 20–25%, говорится в пятничном отчете Deutsche UFG. Аналитик инвесткомпании Александр Пухаев поясняет, что между изменением стоимости металла и динамикой бумаг “Норникеля” есть прямая связь. Изменение цен на никель на 10% приводит к изменению котировок “Норникеля” на 5%.

Между тем аналитики не прогнозируют обвального падения цен на никель. По словам Алексея Морозова из UBS, металл растет в цене, как и все другие биржевые товары. А взрывной рост за последний месяц он связывает с нехваткой никеля на бирже и повышенным спросом на металл со стороны портфельных инвесторов. Чтобы сбить ажиотаж, LME даже была вынуждена вмешаться в ход торгов. “Чтобы сократить спекулятивный спрос, биржа ввела ряд ограничений, в том числе была увеличена комиссия на сделки, которая сделает невыгодной покупку металла мелкими инвесторами”, – отмечает Денис Нуштаев из “Метрополя”.

В “Норникеле” выводы экспертов официально комментировать не стали. Но сотрудник компании утверждает, что происходящее на бирже тревожит руководство компании: “В отличие от инвесторов нас интересует не столько сиюминутная выгода, сколько результат работы на предстоящие 10–20 лет”. По его словам, “Норникель” по-прежнему продает все, что производит. Но при этом часть потребителей отказались от заключения прямых контрактов, а некоторые и вовсе сократили закупки никеля и пытаются заменить его другими металлами.

Впрочем, потребителям вряд ли удастся найти достойную замену никелю, который используется главным образом при производстве нержавеющей стали, отмечает Нуштаев. Морозов добавляет, что запасы никеля в мире истощаются, а крупных проектов по разработке новых никелевых месторождений практически нет. “Производство нержавеющей стали в мире будет только расти, а дефицит никеля уже в этом году составляет около 40 000 т и может увеличиться до 50 000 т”, – предсказывает Нуштаев.

Правда, эксперты ожидают, что рост цен на никель рано или поздно сменится коррекцией. По прогнозу Пухаева из Deutsche UFG, это может произойти уже осенью, когда нормализуется ситуация с запасами металла на LME. Сейчас запасы составляют всего около 5000 т никеля, тогда как нормальным считается на порядок больше, отмечает Пухаев. Он напоминает, что из-за особенностей навигации с мая по июль “Норникель” не экспортирует металл из Норильского промрайона. Дефицит металла наблюдался год назад. Если к началу лета при биржевых запасах около 5000 т никель стоил более $17 000 за 1 т, то к середине ноября, когда запасы выросли до 35 000 т, никель подешевел до $11 700 за 1 т, напоминает Пухаев. Владимир Катунин из “Атона” прогнозирует, что в ближайшие несколько месяцев цены на никель могут снизиться до $20 000–23 000 за тонну.