Покорили 40% абонентов


Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский считает наиболее интересными для покупки в СНГ азербайджанский Backcell (доля рынка – 20%), грузинский Magticom (более 50%) и белорусский Velcom (46%). Перспективным активом он называет и узбекский “Коском” (15% рынка): купив его, в Узбекистан мог бы выйти третий российский сотовый оператор – “Мегафон”.

“Вымпелком” и МТС вложились в сотовый рынок СНГ поровну – каждый из них потратил на приобретения примерно по $690 млн без учета задолженности местных “дочек”, отмечает старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина. Преимущество МТС по количеству абонентов в этих странах она объясняет тем, что эта компания двинулась покорять рынки СНГ (и крупнейший из них – украинский) раньше “Вымпелкома”, когда они еще развивались более высокими темпами. Сейчас основные рынки СНГ – Украина, Казахстан и Узбекистан уже захвачены российскими операторами, отмечает старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов. На эти три государства приходится, по его подсчетам, 67% населения СНГ, и уровень благосостояния в них сравнительно более высокий, чем в остальных странах Содружества. Наиболее успешной сделкой российских операторов в СНГ Богданов считает приобретение за $373,5 млн украинской UMC, совершенное МТС. Сейчас UMC обслуживает 15,5 млн абонентов, уступая лишь “Киевстару”, подконтрольному норвежской Telenor (16,6 млн абонентов). Оставшиеся рынки СНГ менее интересны с точки зрения бизнеса, хотя присутствовать на них операторам важно с политической точки зрения, заключает Богданов.

Тем не менее дальнейшая экспансия обойдется операторам недешево, считают аналитики. Зобнина прогнозирует, что за выход в не занятые пока страны Средней Азии и в Закавказье “Вымпелком” и МТС вместе могут заплатить $700–800 млн. В среднеазиатских странах низкий уровень проникновения сотовой связи (2–8%), и выход туда может обойтись российским операторам в $600–700 за абонента – в 1,5–3 раза дороже, чем на развитые рынки, считает она. Впрочем, даже по мере развития местных рынков абоненты не будут дешеветь: недавние тендеры по покупке сотовых компаний в ряде развивающихся стран показали, что инвесторы готовы платить за эти активы с хорошей премией, указывает аналитик МДМ-банка Елена Баженова. Так, один сербский абонент обошелся Telenor в $900, Vodafone согласился отдать по $1000 за абонента в Индии, а в СНГ самой дорогой стала сделка, открывшая МТС путь в Узбекистан: каждый абонент Uzdunrobita обошелся компании в $835. Баженова прогнозирует, что в ближайшие три года российские сотовые операторы потратят на экспансию в СНГ еще около $1 млрд. Впрочем, цены на оборудование падают, поэтому операторы смогут работать с прибылью даже на таких рынках, как Туркменистан или Таджикистан, где средний счет на абонента составляет около $3 в месяц, добавляет аналитик “Атона” Надежда Голубева.

МТС и “Вымпелкому” по-прежнему интересны сотовые активы в СНГ, говорят представители этих компаний Кирилл Алявдин и Юлия Остроухова. Ближайшим приобретением обоих операторов может стать “Арментел” – и МТС, и “Вымпелком” вошли в окончательный список участников тендера по продаже 90% этого армянского оператора, обслуживавшего в конце мая 328 000 абонентов сотовой связи и 600 000 – фиксированной. “Мегафон”, по словам его пресс-секретаря Марины Белашевой, также считает рынок СНГ привлекательным, но планов по выходу в сопредельные страны у оператора пока нет.