Вкус к “красивой жизни”


В середине прошлого года на сетевую розницу и гипермаркеты, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) петербургской администрации, приходилось около 40% от общего объема розничной торговли. По прогнозу чиновников, за год их доля должна была увеличиться до 55–60%, а остальные 40% – распределиться в равных долях между рынками и магазинами в формате “у дома”. Однако сети отвоевывают себе пространство даже быстрее, чем предполагали в КЭРППиТ. По итогам первого полугодия доля средних и крупных компаний достигла 69%, сообщается в пресс-релизе, который комитет распространил в конце прошлой недели. На 1 июля 2006 г. в Петербурге насчитывалось около 11 000 стационарных объектов розничной торговли. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко говорит, что по уровню конкуренции Петербург оставил позади остальной российский рынок.

Северная столица вырвалась вперед и по темпам роста рынка. За полгода объем рынка розничной торговли достиг 158,6 млрд руб., что на 24,2% больше, чем за тот же период, в фактических ценах и на 16,3% – в сопоставимых ценах, говорится в пресс-релизе КЭРППиТ. А в июне оборот розницы вырос по сравнению с июнем прошлого года на 22,7% в сопоставимых ценах Это очень много, говорит Кривошапко. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в первом полугодии 2006 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,3% до 38,78 трлн руб. В Москве, по данным Мосгорстата, оборот розничной торговли в первом полугодии вырос на 6% в сопоставимых ценах, до 861,4 млрд руб.

Директор по продажам сети “Находка” Александр Пушкин говорит, что магазины “Находка” в Ленобласти в первом полугодии увеличили оборот примерно на 33%, в Петербурге – не более чем на 20%. Президент сети бытовой электроники “Техношок” Виктор Гордейчук отмечает, что сегмент бытовой электроники в первом полугодии вырос чуть более чем на 10%.

Пушкин считает, что рекордными темпами рынок, скорее всего, обязан росту сетевой розницы. “Рынок по-прежнему далек от насыщенности с точки зрения европейской нормы торговых площадей на душу населения. С появлением возможности тратить население тратит”, – считает ритейлер.

Устойчивый рост сетевой торговли относят к положительным тенденциям и в КЭРППиТ. Смольный приложил руку к сокращению мелкорозничной торговли. В конце 2004 г. администрация приняла решение о ликвидации ларьков на остановках городского транспорта. Тогда эксперты оценивали оборот этого сегмента примерно в $100 млн. Однако гендиректор компании “АйБи Ритейл” Юрий Борисов сомневается, что запрет ларьков, которые занимали в лучшем случае единицы процентов розничного рынка, стал причиной роста доли сетей в Петербурге.

Гендиректор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков говорит, что рост розницы связан прежде всего с ростом рынка потребительского кредитования. “Это спрос ближайших двух-трех лет, который реализуется в кредит”, – говорит Юшенков. По данным ЦБ РФ, объем задолженности по рублевым кредитам физическим лицам в Петербурге вырос в I квартале 2006 г. на 11,8% до 29,332 млрд руб., по валютным – на 7,7% до 22,230 млрд руб.

По словам Юшенкова, популярность кредитных программ также объясняет увеличение доли “цивилизованной торговли” на розничном рынке. “Кредитование происходит исключительно в цивилизованных форматах торговли, все деньги банков остаются там”, – говорит эксперт. “Не последнее место в росте продаж занимают потребительские кредиты, которые позволяют населению тратить более крупные суммы. Похоже, мы наблюдаем процесс изменения потребительского поведения – люди почувствовали вкус к “красивой жизни”, что заставляет их совершать больше покупок”, – согласен гендиректор компании “Строймастер” Александр Руденко.

Потребители не первый год радуют ритейлеров, в прошлом году оборот розничной торговли увеличился на 20%. “При годовом росте доходов населения в 11–12% такой рост не может продолжаться долго, очевидно, петербургский рынок ждет замедление темпов”, – предупреждает Кривошапко. “Обычно между доходами и расходами потребителей существует четкая зависимость”, – согласен Гордейчук. Юшенков полагает, что розница будет сохранять рекордные темпы развития еще от одного до трех лет. А после насыщения рынка кредитования рост розничной торговли вернется на уровень роста доходов – около 10–15%, говорит эксперт.