Вторая попытка


Вчера Виктор Янукович подписал меморандум о партнерстве с 10 нефтяными компаниями, в том числе российскими “Лукойлом”, “Группой Альянс”, “Татнефтью” и ТНК-ВР. Целью соглашения в документе, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, названо “конкурентное и прогнозируемое развитие внутреннего рынка нефтепродуктов”, а также “модернизация украинских НПЗ”. Правительство обязалось создавать равные для всех и благоприятные условия работы на рынке, а нефтетрейдеры – модернизировать украинские НПЗ, повысить качество нефтепродуктов и увеличить их экспорт.

Но главного нефтяники так и не добились. Из документа, который готовился две недели, был изъят самый важный для владельцев украинских НПЗ пункт: о введении заградительной 25%-ной пошлины на ввоз в страну нефтепродуктов, рассказал “Ведомостям” источник в Минтопэнерго Украины. По его словам, нефтяники, работающие в стране, еще весной просили правительство отменить нулевую ставку пошлины. Взамен они якобы обязались удерживать цены на рынке “на приемлемом уровне”. По словам собеседника “Ведомостей”, эта же идея обсуждалась на прошлой неделе во время закрытых встреч нефтяников с новым министром топлива и энергетики Юрием Бойко.

Официально Минтопэнерго эту информацию не комментирует. Но первый вице-премьер Николай Азаров недавно подтвердил, что чиновники готовы пойти навстречу нефтяникам: “Для нас главное сейчас – ликвидировать ту глупость, которую сделало правительство Юлии Тимошенко, когда наши собственные заводы стояли, а бензин завозился из-за рубежа”. Правительство Тимошенко ввело нулевую ставку пошлины на импорт нефтепродуктов весной 2005 г., в период, когда цены на бензин на Украине росли на 17–20% в месяц. Экс-премьер обвинила российские нефтяные компании, работающие на украинском рынке, в ценовом сговоре, ввела запрет на экспорт нефтепродуктов и открыла двери для импорта.

По данным Минтопэнерго, импортные поставки заняли около 30% украинского рынка (треть из них приходится на Россию, остальное завозится из Белоруссии и Литвы). Это привело к резкому снижению объемов переработки нефти на украинских НПЗ: в 2005 г. они упали на 18% по сравнению с 2004 г., а в январе – июле 2006 г. – на 26,1% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Такими темпами Украина “может потерять собственные перерабатывающие мощности”, сказал Азаров.

Владельцы украинских заводов скачок цен на бензин объясняют конъюнктурой мирового рынка, в частности экспортной пошлиной на российскую нефть, которая привязана к мировой цене на сырье. С 1 августа она достигла рекордного уровня в $216,4 за тонну, после чего цена литра бензина А-95 на Украине впервые превысила $1. Это вызвало панику на рынке: по данным компании “ЮПЕКО”, в восточных областях был отмечен дефицит топлива, в некоторых районах бензин стали продавать по карточкам.

Топливный дефицит Украине знаком: в апреле 2005 г. правительство Юлии Тимошенко установило госрасценки на нефтепродукты, и уже в мае купить бензин стало проблемой. Бойко пообещал, что в этот раз государство не будет применять административные рычаги, а только попытается “удалить спекулятивную составляющую цены на нефтепродукты”. Еще до подписания меморандума стоимость бензина на Украине по сравнению с пиком начала августа снизилась, по данным ЮПЕКО, на 10–15%.

Как будут вести себя цены дальше, пока непонятно. “Это рамочный документ, – говорит пресс-секретарь “ТНК-ВР Украина” Ирина Ковальчук, – должно пройти время, чтобы понять, работает ли он”. Но, по ее словам, хорошо уже то, что возобновилось прерванное некоторое время назад общение бизнеса с украинской властью. Похвалил решение и председатель представительства Mazeikiu nafta Игорь Майстренко. Он уверен, что, если бы правительство пошло на поводу у нескольких компаний и ввело заградительную ввозную пошлину, это “искусственно подогрело бы рынок и привело к полномасштабному кризису”.