Еще не фишка


Публичное размещение акций “Роснефти” состоялось в середине июля – компании удалось продать 14,8% своих акций за $10,4 млрд. Это IPO стало самым большим в российской истории и пятым в мире. После размещения “Роснефть” вышла на 3-е место в стране по капитализации, пропустив вперед только “Газпром” и “Лукойл”. Причем по стоимости акций, выпущенных в свободное обращение (free-float), компания также заняла 3-е место после этих энергетических гигантов.

Однако развить этот успех на биржевых площадках оказалось не так просто. Акции “Роснефти” стоили дороже цены размещения ($7,55 за 1 шт.) лишь считанное число дней, а в основном котировки были ниже этого уровня. Например, вчера на момент закрытия торгов бумаги стоили на ММВБ 199,9 руб. или $7,49. Средний дневной объем сделок по “Роснефти” за последние четыре недели составил $19,5 млн (10-е место) на ММВБ, $730 454 (7-е место) в РТС (там, например, вчера не прошло ни одной сделки) и $18,3 млн, по данным “Тройки Диалог”, на Лондонской фондовой бирже. Причем устойчивого роста объемов на ММВБ пока не видно. Если сравнивать суммарные среднедневные обороты по “голубым фишкам” на всех биржевых площадках, то “Роснефть” займет по этому показателю 10-е место с результатом $38,5 млн, что в 28 раз меньше объема торгов акциями “Газпрома” и в 21 раз – “Лукойла”

Объем торгов “Роснефтью” неадекватен размерам IPO, считает трейдер одного из инвестбанков, участвовавших в размещении этих бумаг. Для такой большой компании это невысокий оборот, отмечает и Джон Ломакс, фондовый аналитик по развивающимся рынкам HSBC в Лондоне. По оборотам на ММВБ “Роснефть” уступает, например, “Татнефти” ($22,7 млн). Капитализация этой компании – $12 млрд, а объем свободно обращающихся акций – $4,2 млрд (оценка Альфа-банка), в то время как капитализация “Роснефти” – $70 млрд, а стоимость размещенных на бирже акций – $10,5 млрд.

Участники рынка видят тому несколько причин. Главная – в том, что большую часть акций скупили долгосрочные инвесторы. “Банки-организаторы хорошо поработали и разместили “Роснефть” по высокой цене, но сделали это за счет стратегов, олигархов и физлиц, которые не побегут на биржу продавать бумаги через месяц”, – говорит управляющий директор “АМК финанс” Владимир Семенов. По информации организаторов, $3 млрд в “Роснефть” вложили крупные нефтяные компании, $500 млн – китайские банки, около $2,2 млрд – российские магнаты, а $750 млн – мелкие частные инвесторы. “Граждане, которых привлекло IPO, вряд ли знакомы со спекуляциями на фондовом рынке, – полагает начальник отдела внебиржевых операций “Брокеркредитсервиса” Евгений Старцев. – Как минимум год они не будут продавать свои бумаги”. В итоге, как отмечает главный трейдер банка ING Олег Галкин, “реальный free-float “Роснефти” существенно меньше 15%”.

Слишком высокая цена размещения тоже является сдерживающим фактором, рассуждает Ломакс, те, кто купил бумаги, не торопятся продавать их в убыток, а новых покупателей не устраивает сложившийся уровень цен. “У меня пока нет никаких стимулов избавляться от “Роснефти”, – признается Семенов. – Бумага почти все время торгуется ниже размещения, в такой ситуации психологически трудно зафиксировать прибыль. К тому же я рассчитываю на общий рост рынка и позитивные новости с банкротства ЮКОСа”. “У нас мало клиентов, желающих приобрести эти акции”, – рассказывает Галкин. Даже сейчас цена остается завышенной, полагает Фредрик Коллиандер из Стокгольма, чей фонд HQ Rysslandsfond не стал участвовать в IPO. “У того же “Лукойла” 10-летняя торговая история, а к “Роснефти” инвесторы только приглядываются”, – отмечает он.

Впрочем, мало кто из экспертов сомневается в грядущем росте ликвидности акций “Роснефти”. “Люди выйдут из отпусков, рынок подрастет, и обороты неминуемо вырастут”, – прогнозирует Галкин. По оценке Старцева, уже через полгода “Роснефть” обгонит “Татнефть” по объемам торгов, “хотя до “Сургутнефтегаза” ей скорее всего не добраться”. А по мнению Семенова, сначала весь рынок должен вырасти на 10–12%, прежде чем торги акциями “Роснефти” начнут набирать обороты. “Как только планка в $7,55 будет преодолена, те немногие спекулянты, которым досталась бумага, начнут от нее избавляться и торги пойдут повеселее”, – полагает и трейдер крупного инвестбанка.