Иран согласен на 5%


Вчера Иран дал официальный ответ на пакет международных предложений по урегулированию кризиса вокруг его ядерной программы. Секретарь Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани вручил в Тегеране письменный ответ на предложения “шестерки” послам четырех стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритании, Франции, Китая и России), Германии и послу Швейцарии, который на этой встрече представлял интересы США. По данным новостных агентств, Иран предлагает снова вступить в переговоры и выдвигает новую формулу по преодолению кризиса вокруг иранской атомной программы. Подробности ответа пока не разглашаются.

По информации гендиректора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, Иран предлагает взять на себя односторонние обязательства по трем пунктам: обогащать уран не более чем до 5% (оружейный уран – более 95%), расширить доступ экспертов МАГАТЭ на свои ядерные, военные и научные объекты, а также подписать международные правовые документы, гарантирующие перечисленные обязательства Ирана перед мировым сообществом. Тегеран пойдет на эти шаги, если Запад “снимет обязательное строгое увязывание пакетного предложения с требованием, чтобы Иран прекратил обогащение урана на своей территории”, уточняет Сафаров. “Никакие нормы международного права Иран к этому не обязывают, – отмечает эксперт. – Иран не может отказаться от развития ядерных технологий, так как это значит отбросить развитие страны на десятки лет назад”.

Иран мог бы пойти на временную приостановку работ, но согласится на это условие только в рамках переговоров, говорит Антон Хлопков, замдиректора российского ПИР-центра. Однако западные переговорщики опасаются, что Иран, отработав технологию обогащения на 5%, со временем получит высокообогащенный уран, пригодный для создания ядерного оружия, добавляет эксперт. Но важный компонент иранского предложения – готовность продолжить переговоры, считает он. “Сейчас уже ясно одно: несмотря на провокационную риторику Тегерана, иранские руководители начинают занимать более взвешенную позицию”, – резюмирует Уэйн Уайт, бывший замдиректора разведуправления госдепа США по Ближнему Востоку.