Китаю мало американской сои


Приход новых поставщиков означает, что объемы экспорта американской сои в Китай могут начать падать. В прошлом году США поставили в Китай сою на $2,3 млрд, почти в два раза больше, чем в 2001 г. По объему американского экспорта в Китай соя уступала только изделиям авиационной промышленности ($3,8 млрд) и полупроводникам ($3,4 млрд). Но, по подсчетам американского министерства сельского хозяйства, экспорт американской сои в Китай в 2005–2006 гг. может упасть до 9,5 млн метрических тонн по сравнению с 11,8 млн т за предыдущий годовой период. Следуя примеру американских коллег, наращивать темпы производства и объемы экспорта сои стали южноамериканские фермеры. В этом году они собираются довести объем производства до 102 млн метрических тонн, что на 42% больше, чем в 2001 г. Экспорт соевых бобов из Южной Америки, по ожиданиям, вырастет на 50% по сравнению с 2001 г. – до 39 млн метрических тонн.

По мере того как растет спрос на сою в Китае, в Европе он падает. В 2005 г. европейские страны импортировали 2 млн метрических тонн американских бобов, на 8 млн т меньше, чем в 1996 г. Цены на продукт довольно резко менялись, колеблясь в период с 1994 по 2005 г. между $167 и $291 за тонну.

То, что Китай, родина сои, из ее экспортера превратился в импортера, – одно из последствий экономического бума. Рост потребностей китайцев опережает возможности страны удовлетворить спрос на основные товары. Для того чтобы производить бобы, китайским фермерам пришлось бы покупать новые участки земли или переводить существующие поля на производство нового продукта. Цены на землю высоки, а размер сельхозугодий ограничен, расширение производства сои обходится слишком дорого.

Для американских фермеров, которым не приходится слишком много вкладывать в производство сои, рост китайской экономики стал источником значительной прибыли. По мере того как китайцы богатеют, они начинают потреблять больше продуктов. Так, по данным ООН, в Китае в 2004 г. было произведено 41 млн т мяса и рыбы по сравнению с 17 млн т в 1994 г. Одновременно с ростом спроса на мясо растет и потребность в сое, которая, помимо продуктов и масла для приготовления еды, идет и на корм для животных и рыбы.

Раньше китайские фермеры обычно кормили птицу остатками своей собственной пищи и перемолотым зерном. Но этот старинный метод не подходит для производства мяса в промышленных масштабах, поэтому фермеры все чаще переходят на сою. За последние 10 лет потребление мяса в Китае увеличилось в три раза, поэтому практически вся соя местного производства пошла на корм.

Вступление Китая в ВТО в 2001 г. сыграло роль в увеличении импорта сои в Китай. В середине 1990-х гг. правительство снизило тарифы на импорт бобов на 3%, по мнению аналитиков американского сельскохозяйственного ведомства, это было сделано для того, чтобы облегчить вхождение в ВТО.

Американские фермеры продолжают бороться за китайский рынок. Например, еще 12 лет назад американский Совет по экспорту сои начал убеждать местных рыбаков использовать сою как корм в рыбоводных хозяйствах вместо традиционной перемолотой рыбы. (WSJ, 21.08.2006, Кирилл Корюкин)