Между строк


Закон “Об экспорте природного газа” был принят молниеносно: в июне законопроект внесли в Думу депутаты Валерий Язев и Юрий Липатов, а уже 18 июля его подписал президент. Он закрепил за “Газпромом” право экспортировать весь добываемый в России газ за исключением газа, добытого на условиях соглашений о разделе продукции. Не помогло и вмешательство Федеральной антимонопольной службы, которая заподозрила “Газпром” в желании монополизировать и экспорт добываемого нефтяниками попутного газа, а также сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана), используемого для бытовых нужд населения. По данным агентства Argus, ежегодно нефтяники экспортируют примерно 1,5 млн т этого газа в СНГ, страны Балтии, Финляндию, Венгрию, Польшу, Словакию и Турцию.

31 июля Федеральная таможенная служба (ФТС) направила компаниям телетайпограмму (копия есть в распоряжении “Ведомостей”), в которой указано, что таможенное оформление любого экспортируемого газа, включая и пропан-бутан, ФТС будет производить только для тех, у кого есть лицензия Минэкономразвития на исключительное право на экспорт газа. Другими словами, экспортировать пропан-бутан может только “Газэкспорт”, пояснили менеджеры двух нефтяных компаний. “Для нас это было шоком”, – признается один из них.

Таможня поспешила, закон не запрещает нефтяникам экспортировать сжиженный углеводородный газ, успокаивал вчера Язев и пообещал разъяснить ФТС, как надо толковать закон. Закон не распространяется на пропан-бутан, поскольку это продукт переработки, пояснил представитель думского комитета по энергетике, транспорту и связи. По его словам, правительство должно разработать подзаконные акты, проясняющие это. “Закон опасный, и ситуацию нужно максимально прояснить с помощью постановления”, – соглашается чиновник Минпромэнерго. Комментарии ФТС вчера получить не удалось, а в “Газпроме” отказались от комментариев.

“Закон об экспорте газа принимался в спешке, и теперь законодатели пожинают плоды, – отмечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. – Закреплять экспорт пропан-бутана за “Газпромом” неправильно, потому что производят его в основном нефтяники, для которых это существенная часть бизнеса”.