Полеты вместо контрактов


Третий авиасалон малой авиации, проходивший с 18 по 20 августа в аэропорту “Смышляевка”, проводился под эгидой программы развития авиации общего назначения. Организаторами традиционно выступило губернское правительство, НП “Легкая авиация” и аэропорт “Смышляевка”. Как рассказал директор НП “Легкая авиация” Александр Колыш, на салоне были представлены 21 участник и 11 моделей летательных аппаратов (исключая парапланы). По сравнению с предыдущими авиасалонами моделей на третьем авиасалоне было представлено в пять раз меньше, чем на первом в 2002 г. (56 экспонатов). Среди заявленных и приехавших участников Колыш выделил нижегородский завод “Сокол”, представлявший самолет М 101Т “Гжель”, используемый как авиатакси Dexter, Казанский вертолетный завод с вертолетом “Ансат”, самарский завод “Авантаж” с самолетами А-27М и А-21 “Соло”, а также компанию “Самара-ВВВ-Авиа”, выставлявшую самолеты “Элитар-202” и “Элитар-Сигма”. Отказалась от участия самарская компания “АэроВолга”, которая должна была представлять самолет-амфибию Ла-8, сообщил Колыш.

Колыш объясняет спад интереса к самарскому авиасалону тем, что мероприятие переросло статус регионального. “В этом качестве он становится менее интересным для участников, – говорит он. – Логическое развитие салона требует выхода на общероссийский или даже международный уровень”. С другой стороны, нынешний салон по сравнению с предыдущими был более насыщен демополетами. Полетал даже Ан-140 самарского “Авиакора”, который к малой авиации отношения вообще не имеет. По данным Колыша, за три дня аэропорт в Смышляевке посетили почти 11 000 человек.

Организаторы авиасалона не раскрывают бюджет мероприятия. Колыш отмечает, что в целом салоны подобного уровня стоят порядка 10 млн руб., хотя самарский обошелся несколько дешевле. Частично салон финансировался из областного бюджета, частично – на спонсорские средства. Ранее министр промышленности Самарской области Николай Свешников заявлял, что на проведение авиасалона выделен 1 млн бюджетных рублей, тогда как бюджет мероприятия – 3,5 млн руб. “Также мы работали с банками, с предприятиями”, – пояснил Свешников. Стоимость участия составляла 20 000 руб. для юридических лиц и 12 500 руб. для физических.

Однако участники салона заплатили эти деньги не для того, чтобы найти новых клиентов. “Мы хотим здесь просто заявить о себе, заключение каких-либо контрактов не планируется”, – объясняет менеджер по рекламе Казанского вертолетного завода Марат Аюпов. Искать покупателя на региональном салоне казанцам нет смысла, потому что основные потребители техники казанского завода – иностранцы (Южная Корея и Лаос). Это же касается и продукции других самолетостроителей. “Элитар-Сигма” и “Элитар-202” покупают в Австралии, Германии и США, рассказывает представитель “Самара-ВВВ-Авиа”: “Так что нам выгоднее участвовать в известных международных авиасалонах”. Здесь же эти модели были представлены как техника аэроклуба “Кондор”. В то же время директор компании “Аэропракт” (самолет А-33) Андрей Паздников доволен салоном и его организацией. Он отметил, что количество присутствующих на шоу показало большой интерес населения к малой авиации. Прошлый авиасалон в 2004 г., по данным Колыша, посетили 8000 человек. Правда, по его словам, в этот раз, как и тогда, никаких конкретных контрактов заключено не было.

Один из совладельцев компании “АэроВолга” Матвей Щелочков называет авиасалон несостоявшимся как раз из-за отсутствия потенциальных клиентов. “В России нет системы, включая федеральное законодательство, которая позволяла бы развить нормальный рынок малой авиации. Пока его нет, никакие салоны нам не помогут, поэтому и участвовать в самарском авиасалоне просто нет смысла. А основные покупатели Ла-8 – это западные турфирмы, одна из последних компаний, которая закупила у нас два борта, – это хорватский туроператор”, – заявил Щелочков. Ректор Самарского государственного аэрокосмического университета Виктор Сойфер считает главной проблемой малой авиации воздушное законодательство, которое не позволяет запускать многие новые модели в серийное производство, сертифицировать их и использовать в коммерческих целях.