С возвращением


Раньше Виктории Пыжовой, коммерческому директору орловской производственной компании “Практика”, выход из отпуска давался нелегко. “После возвращения трудно удержать состояние эмоционального подъема и настроиться на рабочий лад”, – говорит она. “После отпуска человек всегда сталкивается с проблемой адаптации к новому стилю жизни, – поясняет Анна Бурова, заместитель гендиректора консалтинговой компании “Экопси консалтинг”. – Окружающие ждут активности, свершений, конкретных результатов, но, отстранившись даже на короткий срок от дел, человек никогда эффективно не включится в работу и не приспособится к привычной среде, если сам не даст себе времени для адаптации”.

Скорость возвращения в рабочее состояние зависит от степени ответственности сотрудника, считает Елена Полевая, управляющий партнер хедхантинговой компании RusHunt. Топ-менеджеры крупных компаний, как правило, не имеют возможности отдыхать 24 дня подряд и, чтобы не нарушать процесса управления, уходят в отпуск обычно лишь после того, как выполнена та или иная задача или завершен цикл работ, отмечает Полевая. При этом разбивают свой отпуск и отдыхают по 5–10 дней. И даже в этом случае находятся в курсе дел компании, связываясь с подчиненными по мобильному телефону и электронной почте.

Марина Гетманская, заместитель генерального директора маркетингового агентства AG Loyalty, отдыхая этим летом в Хорватии, в некоторые дни получала до 10 звонков. “Август – время планирования, и представители некоторых компаний хотели договориться о встрече”, – поясняет она. По мнению Гетманской, когда на отдыхе продолжаешь выполнять небольшие дела, возвращаться к работе гораздо легче. Ее первый рабочий день после отпуска затянулся до полуночи. “Я успела составить график встреч на неделю вперед, обсудить предстоящие презентации и провести совещания с подчиненными”, – рассказывает она.

Такого подхода придерживается и Александр Сивогривов, вице-президент по организационному развитию и работе с людьми компании “Евросеть”. Находясь в отпуске, он каждый вечер просматривает sms-сообщения от подчиненных, как минимум раз в три дня связывается с ними по телефону и уже за пару дней до выхода на работу начинает заниматься планированием и назначать деловые встречи.

Топ-менеджерам обычно не нужно время на раскачку – они входят в работу практически моментально, менеджерам же среднего звена, чтобы войти в курс дела, требуется время, говорит Полевая из RusHunt. При этом не стоит пытаться сразу включиться в стопроцентный рабочий ритм, советует гендиректор консалтинговой компании “Организация времени” Глеб Архангельский. По его мнению, лучше всего заняться простой, осмысленной работой – разгрести бумажные завалы на столе, полистать ежедневник, вспоминая, о чем шла речь до отпуска, поговорить с коллегами о последних событиях в компании. “Как правило, человеку требуется три-четыре дня, чтобы вернуться к работе”, – отмечает он.

“Во время отпуска у некоторых людей начинается переосмысление жизни, они вдруг понимают, что занимаются чем-то не тем, и нередко принимают решение все изменить”, – обращает внимание Юлия Иванова, старший консультант, руководитель московского офиса компании по подбору персонала THI Selection. По этой причине не стоит сразу же нагружать сотрудника ответственными проектами. В противном случае, испытывая синдром послеотпускной депрессии, он может просто написать заявление об уходе, предупреждает она.

Но у работодателей на этот счет свои соображения и предоставить время на раскачку готов далеко не каждый из них. В страховой компании “Росно”, по словам ее пресс-секретаря Елены Акимкиной, уходя в отпуск, сотрудник передает свои дела коллеге и по возвращении в первый же день обязан их принять обратно. “Абонентский бизнес предполагает непрерывный процесс работы, поэтому никаких привилегий в связи с возвращением из отпуска у нас нет”, – подчеркивает Акимкина.

Виктория Пыжова из “Практики” тоже не дает себе поблажек. Чтобы избежать плохого настроения после отпуска, сейчас она отдыхает не больше недели каждые полгода и даже в эти дни регулярно звонит коллегам и поставщикам компании. “Поскольку я вынуждена все время держать руку на пульсе, включаться потом в рабочий процесс мне не сложно”, – признает она.