АСЕАН будет как Евросоюз


АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) будет форсировать создание единого рынка к 2015 г. – на пять лет раньше, чем планировалось, объявил генеральный секретарь этой организации Он Кен Йон на проходящей в Куала-Лумпуре ежегодной встрече министров экономики региона. Единый рынок странам АСЕАН необходим, чтобы не снижать инвестиционную привлекательность в сравнении с другими быстро развивающимися экономиками региона – Индией и Китаем. Благодаря единому рынку бизнес сможет снизить издержки на перемещении товаров и капитала, рассчитывает премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави.

О создании единого рынка страны АСЕАН договорились еще в 1997 г. По этому соглашению к 2020 г. на территории стран-участниц должно было появиться единое торговое пространство (беспошлинная торговля между членами союза и общая таможенная граница), а также единое экономическое пространство, предполагающее свободное перемещение капитала и рабочей силы. Введение единой валюты пока не входит в планы АСЕАН, поскольку 80% торгового оборота приходится на внешних партнеров. Будущий единый рынок получил название “Азиатское экономическое сообщество”.

Сейчас страны ассоциации пришли к выводу, что вполне способны объединиться и раньше 2020 г. Впервые после кризиса 1997–1998 гг. фондовые индексы стран региона достигли докризисных высот, восстановился и приток инвестиций (в прошлом году регион привлек рекордные $38 млрд), объясняет заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев.

Помешать созданию Азиатского экономического сообщества могут заметные различия экономического характера и периодические нестыковки национальных интересов стран АСЕАН. Богатые страны региона, согласившиеся упразднить пошлины во взаимной торговле, – Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Бруней – готовы к свободной торговле в 2015 г. Остальные просят больше времени на подготовку: Мьянма, Камбоджа, Лаос и Вьетнам еще не стали даже членами зоны свободной торговли. Не все хорошо и во взаимных отношениях богатых. Типичный пример – Сингапур и Малайзия. Малайзийцы против госинвестиций Сингапура в банковский и медицинский секторы. А Сингапур не разрешает сажать у себя самолеты некоторых малайзийских авиакомпаний. Малайзия и Таиланд конкурируют за лидерство в автомобильной индустрии региона и никак не могут договориться о взаимной торговле. Даже если АСЕАН сумеет преодолеть все эти сложности к 2015 г., не стоит ожидать радикальных изменений в мировой экономике, прогнозирует Карнеев. (Использованы материалы FT.)