Человек от торговли


Безвластие в ростовской региональной организации СПС было спровоцировано в мае 2006 г. уходом четырех из семи членов политсовета, в том числе председателя – главы благотворительного фонда и депутата таганрогской думы Аллы Фроловой, а также фактического лидера и спонсора – гендиректора крупнейшего зернового трейдера “Югтранзитсервис” Кирилла Подольского. Все они отказались тогда от публичного объяснения мотивов. По мнению же экспертов, близких к руководству партии, Подольскому надоело финансировать партию, оставаясь при этом в ней на вторых ролях. В самом союзе отрицали наличие конфликта с ростовчанами и даже не исключали, что к парламентским выборам 2007 г. они вернутся обратно. Ростовские правые не участвовали ни в одной из последних выборных кампаний. В мае 2006 г. организация насчитывала всего семь местных отделений, в которых состояло 676 человек.

Конференция по выборам нового лидера ростовской организации состоялась 19 августа, сообщил “Ведомостям” заместитель исполнительного директора СПС по работе с регионами Кирилл Лебедев. Ранее конференцию планировалось провести в середине июля, но потом она была перенесена на месяц. “Возникли некоторые проблемы с кандидатурой”, – рассказал Лебедев. По его словам, лидером ростовского СПС “единогласно на безальтернативной основе” избран Виктор Пашаев. “Он с нами давно, мы в нем не сомневаемся”, – добавил он.

Сам Пашаев признался, что согласие возглавить ростовских правых далось ему нелегко, в результате двухнедельных раздумий. “Что дальше собираюсь делать, сам пока не знаю”, – говорит он. По словам Пашаева, он “молодой политик, без амбиций” и в течение первых двух месяцев хочет “вникнуть в ситуацию”.

Источник в политсовете СПС рассказал, что до конференции обсуждались кандидатуры оставшихся в СПС членов политсовета Александра Юханаева и Ирины Зикеевой, а также бывшего председателя исполкома, директора Ростовской школы публичной политики Александра Мамитова. Все они отказались комментировать назначение Пашаева.

Представители других ростовских партий сомневаются, что демарш СПС будет успешным с приходом Пашаева. Фамилия Пашаева большинству опрошенных ростовских политиков ни о чем не говорит. “Не думаю, что в таких партиях что-то кардинально меняется при смене руководителей”, – отметил Николай Коломейцев, первый секретарь ростовского горкома КПРФ. Руководитель региональной организации “Родина” Владимир Чистяков считает, что в региональной организации СПС повторился московский сценарий: на руководящий пост избран человек при деньгах. “Хотя дело не только в деньгах. Если Пашаев – фигура, ситуация у ростовских правых изменится. Если марионетка – им будут прикрываться”, – рассуждает Чистяков. А руководитель исполкома ростовского городского отделения “Единой России” Сергей Чуев полагает, что, возможно, Пашаев – переходная фигура, которая будет финансировать ростовский СПС до думских выборов. “Хотя мне вообще непонятны перспективы СПС. Как и “Яблоко”, СПС уже виртуальная организация. Может, активизируется к 2007 г. Но для этого все равно нужно проводить ребрендинг партии, менять состав лидеров”, – отмечает Чуев.

“Многие искренне верят, что СПС – это по-прежнему Чубайс, и шарахаются от партии”, – отмечает завкафедрой политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии госслужбы Сергей Кислицын. Но перед думскими выборами 2007 г. руководство союза заинтересовано в поддержке жизнеспособности своих региональных структур – именно этим, видимо, и займется в Ростовской области Пашаев, рассуждает Чуев. С ним согласен директор Института региональной политики Булат Столяров, полагающий, что сейчас СПС пытается позиционировать себя “как партию не олигархов, а лавочников”, к которым население относится гораздо позитивнее. “Выбирая между хозяином нефтяной вышки и предпринимателем, собственным горбом создавшим 20 магазинов, правые останавливаются на втором”, – объясняет Столяров. По его мнению, при ясных целях и задачах, а также грамотных действиях все те риски, которые подстерегают СПС на федеральном уровне, на локальном можно минимизировать.