Коллапс не грозит


Уровень выплат по ОСАГО увеличивается, однако он еще не достиг порога, утверждает Минфин в своем докладе, подготовленном к ноябрьскому заседанию правительства, которое планируется посвятить вопросам страхования. Проект этого документа уже оказался у некоторых страховщиков, которые поделились его содержанием с “Ведомостями”.

Если по итогам 2004 г. уровень выплат (отношение выплат к премиям), по оценкам Минфина, составлял 37,5%, то по итогам 2005 г. он был равен 48,8%. А в первом полугодии 2006 г. уровень выплат остался примерно на том же уровне – он составил 48,9%, оценивает главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова.

В ближайшие год-полтора близким к критическому уровень выплат и не станет, говорится в докладе Минфина. Получить комментарии там вчера не удалось. Но такой вывод означает, что тарифы по ОСАГО правительство увеличивать не будет. Более того, оно может задуматься о снижении некоторых поправочных коэффициентов, полагает Долгополова.

“Страховщики доказывают, что тарифы низкие, а общество считает, что высокие, и требует расширить страховое покрытие или снизить тарифы”, – обрисовывает ситуацию гендиректор “Ренессанс Страхования” Николай Клековкин. Прошлые годы еще могут дать знать о себе, предупреждает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. В РСА ожидают увеличения выплат по жизни и здоровью, по которым нет срока исковой давности.

В 2004 г. страховщики ОСАГО зафиксировали примерно 2500 обращений по жизни, в 2005 г. – уже вдвое больше, отмечает Батуркин. Впрочем, на возмещение вреда жизни и здоровью в прошлом году ушло лишь 0,8% выплат, подчеркивают в Минфине. А ранее директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин говорил, что именно такая статистика дает основания Минфину инициировать повышение лимита выплат по жизни и здоровью без пересмотра тарифов.

Страховщики уже не требуют повышения тарифов. “Размера базовой ставки хватает”, – признает Батуркин. Однако желают повысить территориальные коэффициенты в некоторых регионах. Так, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону ОСАГО убыточно, уверяет Батуркин. Такая картина в крупных городах Западной Сибири и Северного Урала, поддерживает его замгендиректора Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев. И оба они призывают повысить коэффициенты при страховании общественного транспорта, прежде всего такси и маршруток. Долгополова же считает, что можно снизить территориальные коэффициенты в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

По мнению Батуркина, до президентских выборов в 2008 г. базовая ставка тарифа ОСАГО меняться не будет. “Вопрос повышения тарифа ОСАГО очень острый и социально горячий, он вряд ли будет обсуждаться до 2008 г.”, – солидарен замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. Если ошибиться в пересмотре тарифов, то можно грохнуть сразу половину страхового рынка, предупреждает Клековкин. “Никто не хочет рисковать, в том числе и государство, которому придется отвечать за эти компании”, – резюмирует он. Рассчитывать на снижение тарифов не стоит, однако с учетом инфляции и ростом доходов населения они станут менее обременительны для граждан, считает ярый противник ОСАГО депутат Виктор Похмелкин.