Круглосуточная вахта


С июля 2006 г. Павел Черкашин работает главой российского представительства компании Adobe Systems, штаб-квартира которой расположена в Калифорнии. Разница во времени составляет 11 часов, и это создает “определенные неудобства”, говорит он. Часть вопросов, конечно, можно решить по электронной почте. “Но мы живем в России, и большинство вопросов, которые мы адресуем штаб-квартире, не отнесешь к числу стандартных”, – говорит он. Поэтому Черкашин выбрал один день в неделю для работы с головным офисом – понедельник. Пик активности в Калифорнии приходится на период с девяти вечера до полуночи по московскому времени. Зато в этот день Черкашин позволяет себе прийти на работу позже. Со вторника по четверг он занимается проблемами российских клиентов, а значит, рано начинает свой рабочий день и рано заканчивает его.

Борису Щербакову, гендиректору представительства международной корпорации Oracle в СНГ (головной офис находится в калифорнийском городе Редвуд-Шорс), немного легче. Между ним и штаб-квартирой – европейский офис, разница с часовым поясом которого невелика. Но неудобства все равно есть. “С утра хочется обсудить какую-то проблему, а твои европейские коллеги только собираются на работу, и два-три часа проходит в ожидании”, – рассказывает Щербаков. С другой стороны, при организации селекторных совещаний руководители всех представительств компании ориентируются на дневное калифорнийское время, когда в России уже ночь. “Особенно тяжело, когда обсуждаются серьезные вопросы, и тут уж не до сна”, – сетует Щербаков. Однажды телефонное совещание закончилось глубоко за полночь, и заснуть он уже не смог.

Не по телефону

Но если с европейскими партнерами еще можно решать вопросы по телефону, пускай и в неудобное время, то с российскими коллегами такое возможно не всегда. Российская консалтинговая компания “Альт” ведет проекты по всей территории Российской Федерации, вплоть до Комсомольска-на-Амуре. “И в случае удаленной работы координировать взаимодействие консультантов с клиентами весьма непросто, – говорит генеральный директор компании Александр Печерский. – Мы работаем с крупными промышленными предприятиями, рабочий день во многих из них начинается в восемь утра по местному времени. А наши консультанты привыкли приходить на работу к десяти”. Поэтому вполне может получиться так, что к тому моменту, как удается дозвониться до офиса клиента, там уже пять часов вечера и нужного человека просто не удается отыскать. “В большинстве случаев мы отправляем консультантов в командировки. Но если вылететь на восток страны после окончания рабочего дня, то в пункт назначения прибываешь рано утром, и всего через пару часов нужно быть на объекте у клиента”,– жалуется Печерский.

Дальняя связь

И если россияне готовы к трудностям, связанным с необходимостью общаться в разных часовых поясах, то для американцев, работающих, например, в Азии, это становится проблемой. Дэвид Вонг из Гонконга, 32-летний предприниматель, который работает в компании – разработчике программ для аппаратов мобильной связи, вспоминает, как однажды ему пришлось встать в два ночи, чтобы в три часа поговорить по телефону пять минут с важным американским клиентом. Чтобы его голос не звучал вяло, он напился кофе и сделал зарядку. Заснуть после разговора он так и не смог. “Работающие в штаб-квартирах люди просто не подозревают об этой проблеме, а тем, кто о ней знает, наплевать”, – говорит Ян Сполдинг, 34-летний сотрудник американской ритейловой компании, работающий в Гонконге. Иногда случаются курьезы. Дениз Марк, которая работает в инвестиционном банке в Гонконге, вспоминает, как однажды во время селекторного совещания один из его невидимых участников начал храпеть. “В нем принимали участие некоторые весьма высокопоставленные люди, и мы не могли понять, кто заснул”, – говорит она. Это осталось загадкой: установить источник звуков никто не решился. (Использованы материалы WSJ.)