Невыездные ПИФы


Теплухин уверяет, что раньше даже не знал о таком ограничении. “Мы были уверены, что, хотя президент потребовал провести либерализацию на полгода раньше, чем планировалось, регулятор успеет подготовиться и привести свои законодательные акты в соответствие с новыми правилами. А получилось, что либерализация свелась к тому, что без паспорта можно поменять $100”, – огорчается он. Закон “Об инвестиционных фондах” разрешает управляющим покупать иностранные акции, однако подзаконных актов, регламентирующих эту процедуру, пока нет, говорит начальник юридического отдела “Брокеркредитсервиса” Наталья Высочкина. Помимо препятствий, перечисленных в письме ФСФР, юрист называет и другие: например, то, что российские депозитарии не имеют права вести учет иностранных ценных бумаг.

С 1 июля ЦБ перестал контролировать все капитальные операции между резидентами и нерезидентами. Управляющие паевыми инвестиционными фондами заранее обрадовались. “Клиенты наших ПИФов давно интересовались возможностью покупать иностранные ценные бумаги, особенно акции компаний стран BRIC, европейских компаний и российских компаний, акции которых торгуются только за рубежом: Pyaterochka Holding, Evraz Group, Vimpelcom. Поэтому в июле мы обратились в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), чтобы уточнить, сможем ли покупать такие бумаги”, – говорит президент УК “Тройка Диалог” Павел Теплухин. В августе ФСФР прислала ответ: покупать нельзя потому, что по закону “О рынке ценных бумаг” управляющие ПИФами могут приобретать только те бумаги иностранных компаний, которые обращаются на российских биржах. Чтобы они там появились, ФСФР должна заключить соглашение с регулятором страны происхождения компании, но пока таких соглашений нет, говорится в письме, подписанном замруководителя службы Владиславом Стрельцовым, которое есть в распоряжении “Ведомостей”. В ФСФР пояснили, что регуляторы, с которыми служба вела переговоры, выдвинули одним из условий подписания соглашений присоединение ФСФР к многостороннему меморандуму о взаимодействии Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO). Возможно, он будет подписан осенью, сообщили в ФСФР.

Другие управляющие признают, что невозможность покупать иностранные ценные бумаги сужает их возможности диверсифицировать портфели, однако считают, что пока эта тема не слишком актуальна. “Зачем нам покупать акции на других развивающихся рынках, если у нас самый быстро растущий рынок?” – недоумевает вице-президент “Ренессанс инвестмент менеджмент” Вадим Жегалов. По словам главы УК “Альфа-капитал” Валерия Петрова, гораздо более интересна управляющим возможность покупать российские депозитарные расписки (РДР). Пока доступа к этим активам нет, хотя руководители ФСФР обещали, что, возможно, будут внесены нужные изменения в законодательство. А вице-президент УК “Атон-менеджмент” Вадим Сосков отмечает, что валютная либерализация не прошла совсем уж мимо управляющих, ведь теперь пайщиками ПИФов смогли стать нерезиденты. “Скорее всего, именно это и было основной целью либерализации”, – говорит он. Теплухин считает, что пайщики готовы были бы вложить около 300 млн руб., или 10% от активов под управлением “Тройки”, в зарубежные активы. Он опасается, что от российских управляющих часть средств может уйти к зарубежным, таким как UBS и Deutsche Bank, которые активно привлекают клиентов, проводя семинары в московских гостиницах.

Топ-менеджер крупной УК отмечает, что инвестициями за рубеж интересуются прежде всего не вкладчики ПИФов, а клиенты доверительного управления. Им компания рекомендует инвестировать средства в иностранные фонды, юридически не имеющие отношения к российской компании, но фактически связанные с ней. Минимальная сумма инвестиций – $100 000. “Конечно, если бы можно было делать все это через российскую компанию, было бы проще, а то мы ведь не можем даже в отчетности отразить наши успехи на зарубежных рынках, – говорит он. – В то же время, если бы сейчас разрешили покупать акции иностранных компаний, мы все равно работали бы через зарубежные фонды, потому что пока каждый россиянин имеет право без дополнительного контроля со стороны регулирующих органов совершать операций за рубежом не более чем на $150 000 в год, а есть желающие вложить миллионы”. Топ-менеджер другой УК тоже сообщил, что таким же образом предоставляет возможность клиентам инвестировать в зарубежные активы.