Прощай, сладкая жизнь


“Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 г.”, которые российское правительство обсуждало на прошлой неделе, вызывают исключительно положительные эмоции. Еще бы – планируемый на 2007 г. профицит превышает весь оставшийся (после досрочной выплаты долга Парижскому клубу) внешний долг. В 1999 г. никто не мог и мечтать об этом – тогда одна из версий аналогичного документа для 1999 г. предусматривала только обслуживание долга на уровне 90% всех доходов бюджета! Теперь же можно увеличить расходы федерального бюджета в реальном выражении на 17% – и все равно бюджет останется профицитным.

С другой стороны, как и в остальных длинных документах, самое интересное таится в напечатанном мелким шрифтом. Проект бюджета не просто пронизан переживаниями Минфина о непомерном росте непроцентных расходов в 2007 г. Главное – это не бюджет следующего года, который не сильно отличается от сегодняшнего, а прогноз на три года. Этот прогноз фактически подтверждает – до этого момента голословные – утверждения критиков курса президента и правительства, заявляющих, что у российской экономики развилось привыкание к потоку нефтедолларов и ей нужны не просто высокие, а постоянно растущие нефтяные цены. Теперь мы знаем и официальную точку зрения: конец сладкой жизни наступит не в отдаленном, неопределенном будущем, а уже в 2008–2009 гг. Именно в это время произойдет резкое сокращение роли нефтяных доходов в бюджете. За три года доля налога на добычу (НДПИ) и экспортных пошлин в доходах бюджета сократится с 50% до 30%.

При этом прогноз Минфина не предусматривает резкого падения цен на нефть или сокращения добычи. Речь идет всего лишь о снижении цен с $65 до $61 за баррель и достаточно медленном росте добычи и экспорта. Возможно, что Минфин сгущает краски и на самом деле мировые цены на нефть продолжат свой рост. В конце концов, и раньше, когда казалось, что расти им некуда, они продолжали удивлять аналитиков Минфина. Например, бюджет 2006 г. был принят с профицитом 3,5%, уже сейчас он оценивается в 6,5%. Консервативность Минфина можно понять – чем меньше бюджет, тем легче его исполнить. Тем не менее предположим на минуту, что прогноз Минфина действительно оправдается. Такой сценарий вполне реалистичен. Если до сих пор мировая экономика справлялась с высокими ценами на нефть на удивление хорошо, то их дальнейшее повышение, по-видимому, не может пройти так же гладко. Америка балансирует на грани рецессии, а если ее спрос на нефть сократится, можно прогнозировать не рост, а существенное падение цен.

Впрочем, по оценкам Минфина, нефтяных доходов перестанет хватать не потому, что их станет меньше, а потому, что вырастут аппетиты бюджета. Государственное потребление увеличивается гораздо быстрее, чем ВВП: в 2009 г. оно составит 19,6% ВВП. Это существенно больше, чем нынешние 17,5%, и уж совсем много по сравнению с 15,1% в 2000 г.

Удвоение НДС

Причины роста государственного присутствия в экономике известны. Это и централизация политической власти, и компенсация слишком низких госрасходов в 1990-е гг. Впрочем, стоит задуматься не столько о том, почему эта экспансия государства происходит, сколько о том, есть ли у нас на нее деньги и кто за эту экспансию заплатит. До сих пор рост нефтяных доходов опережал рост госрасходов, но теперь уже и само правительство признало, что это не может продолжаться до бесконечности. Поэтому платить за дальнейшее увеличение расходов бюджета придется не экспортерам сырья, а другим налогоплательщикам. Минфин полагает, что главным источником доходов станет НДС. За три года нас ждет повышение доли НДС в доходах бюджета с 25% до 41%. В реальном выражении НДС будет расти каждый год на 18%, а в номинальном выражении речь вообще идет об удвоении поступлений от НДС за три года.

Так как Минфин не предусматривает ни повышения ставок, ни отмены льгот, очевидно, подразумевается увеличение собираемости – с 5,6% ВВП до 7,7% ВВП. Это, конечно, вполне возможно. Несмотря на резкое ужесточение налогового администрирования в последние годы, НДС по-прежнему собирается плохо. Теоретически НДС должен был бы собираться в размере 18% ВВП. Впрочем, так как экспорт не облагается НДС, а отдельные категории товаров облагаются по льготной ставке, должно получаться гораздо меньше – по разным оценкам, 10–12% ВВП. Механизмы уклонения от уплаты НДС хорошо известны – это использование фирм-однодневок, возмещение НДС по фиктивному экспорту и т. д. В 2003 г. правительство Касьянова даже обсуждало введение спецсчетов по уплате НДС, но ни эта противоречивая мера, ни более очевидные (например, ужесточение контроля над операциями фирм-однодневок) пока не были реализованы. Вполне возможно, что теперь, когда нефтяных доходов перестанет хватать, правительство займется собираемостью НДС.

Средний класс заплатит

Казалось бы, какая нам разница – вместо НДПИ и экспортных пошлин, которые платятся с добычи и экспорта нефти, бюджет будет собирать другие налоги. НДС отличается от налогов на добычу и экспорт – в сущности, перераспределения природной ренты в пользу государства, НДС – это налог с потребления. Это только кажется, что НДС платят предприятия. На самом деле налог устроен как раз так, что он собирается именно с российских потребителей – как отечественных, так и импортных товаров. Поэтому увеличение собираемости ударит именно по потребителям. В среднем каждый россиянин потеряет немного: покупательная способность его доходов снизится на 2%. Однако это бремя будет распределено непропорционально – в первую очередь пострадают потребители тех товаров, которые продаются вбелую. Речь идет о среднем классе. Ведь большая часть потребления бедных россиян находится в теневой экономике – на рынках, и это вряд ли удастся изменить, что бы ни делали налоговые службы в ближайшие три года. С другой стороны, существенная часть потребления самых богатых, напротив, осуществляется за границей или через юридические лица.

Поэтому, если верить прогнозам Минфина, уже в ближайшие годы мы увидим серьезное изменение политического равновесия. Общественный договор с государством “тратьте природную ренту как хотите, только не собирайте налогов с нас и не мешайте нам жить” среднему классу окажется не по карману. Средний класс поневоле будет вовлечен в политическую деятельность – просто потому, что будет заинтересован в том, как тратятся его кровные деньги.