Слишком много нот не бывает


Уже не первый сезон ключевым игроком на московском музыкальном поле является Московская филармония. Именно ей удалось привести полки артистов, оккупирующих московские подмостки, в подобие порядка. Но и Дом музыки шел тем же путем. Московская концертная жизнь плавно принимает форму абонементов, в которых учтены все лучшие артисты и коллективы, все они расписаны по категориям сообразно своей востребованности и предпочтениям слушателя. Слушателю тоже удобнее: в абонементах все понятно заранее, досуг можно планировать, избегая стрессов.

Альтернативой абонементам остались топ-события. В этом случае все наоборот: огромные растяжки по городу, целенаправленная реклама, ажиотаж, высокие цены и неуверенность в успехе попадания на концерт.

Триумфом порядка стал концерт звездной пары Анна Нетребко – Роландо Вилазон – топ-событие, тем не менее аккуратно встроенное в абонементный филармонический цикл. Благодаря абонементам в Москве блистали и другие звезды – к примеру, Жан-Ив Тибоде, Лора Клейкомб и Дебора Войт, украсившие филармонические абонементы. Или Вальтрауд Майер и Ангела Деноке, ставшие героинями концертного абонемента Большого театра. Или Владимир Юровский и Юкка-Пекка Сарасте, дирижировавшие в абонементах московских оркестров.

Триумфом импровизации стал Фестиваль симфонических оркестров мира, спешно, с громкими отменами и абы как сляпанной программой организованный к Дню России. Однако и он доставил нам несколько первостатейных фигур дирижерского подиума: Зубина Мету, Лорина Маазеля и еще мало известного у нас Мюнг Вун Чунга.

Звезды появлялись и на фестивалях: чего стоил хотя бы первый британский баритон Брин Терфель, ставший хедлайнером безразмерного и лишенного внятной художественной идеи Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Звезды появлялись и в одиночку: неброский концерт первой скрипачки Анне-Софи Муттер в рамках ее моцартовского тура подтвердил, что Москва становится одной из равноправных точек мирового концертного пространства. Тот же приятный факт констатировал и клавирабенд Аркадия Володося в Доме музыки: наконец-то всемирно признанный пианист с русскими корнями, продолжающий традицию Рахманинова и Горовица, смог проявить свой талант, виртуозность и фантазию на родной земле.

В среде отечественных музыкантов новых сенсационных талантов, пожалуй, не родилось. Разная публика верна своим кумирам: кто Михаилу Плетневу или Владимиру Федосееву, а кто Владимиру Спивакову или Денису Мацуеву. И все же героем сезона стоит назвать обрусевшего грека Теодора Курентзиса: молодой дирижер создал почти что новый жанр – оперный театр на концертной сцене. Объединяя различные силы, московские, новосибирские, петербургские и европейские, он сделал, одну другой лучше, четыре полноценные оперы – три Моцарта и одну Глюка – вне стен оперных театров.

Но ведь и Валерий Гергиев представлял “Тристана и Изольду” Вагнера на концертной сцене Зала им. Чайковского. Отчасти успех этого жанра объясняется тем, что в Москве встали на ремонт сразу несколько оперных театров. Оставшиеся сцены как раз ничего капитального не предложили, несмотря на труд именитых европейских режиссеров: обе “Волшебные флейты” – что от Ахима Фрайера в “Новой опере”, что от Грэма Вика на Новой сцене Большого театра – событиями не стали. Бледным зрелищем вышла “Война и мир” в Большом, из которой на последнем этапе выпал Мстислав Ростропович. Горячо обсуждалась разве что типично немецкая по постановочному стилю “Норма” Беллини, перенесенная в “Новую оперу” из Штутгарта. На этом фоне удачей оказался ностальгический моцартовский спектакль “Так поступают все женщины” Александра Тителя на малой сцене Театра им. Станиславского.

Современные композиторы не совершили в сезоне ничего такого, что взбудоражило бы интерес к ним широкой аудитории – относительно громкой премьерой стала только симфония “Сингапур” Владимира Мартынова. Фестиваль Леонида Десятникова прошел тихо и достойно. Концертный сезон в Рахманиновском зале консерватории, организованный композитором Владимиром Тарнопольским (именно с ним Большой театр ведет переговоры о написании следующей современной оперы), остался достоянием знатоков.

Зато инициатив в области старинной музыки стало еще больше. К фестивалю Early music добавился фестиваль “Антиквариум”. Науку аутентичного исполнительства наши музыканты перенимают у европейских коллег: событием сезона я бы назвал концерт московского оркестра Musica viva под мудрым и вдохновенным управлением сэра Роджера Норрингтона. И это тоже говорит о том, что Москва все органичнее чувствует себя европейским музыкальным городом.