ВЕКТОР


Царица заправок

Мининформсвязи дистанцировалось от заявлений, сделанных на днях его бывшим сотрудником, экс-директором департамента госполитики в сфере инфокоммуникаций Виталием Слизенем, а ныне помощником депутата Максима Коробова. Слизень заявил, что его новый шеф готовится внести в Думу поправки к закону “О связи”, позволяющие государству регулировать межоператорские тарифы (цены на пропуск трафика и присоединение сетей) крупнейших сотовых компаний. По мнению Коробова, это уменьшит давление сотовых операторов МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона” на других участников рынка. Пример такого давления – установление “большой тройкой” завышенных тарифов на пропуск трафика для остальных сотовых компаний. Но во вчерашнем пресс-релизе Мининформсвязи указало, что вопрос о регулировании сотовиков “нуждается в дополнительном анализе”. В частности, “следует проанализировать соотношение антимонопольных норм, предусмотренных законом “О конкуренции” и содержащихся в законе “О связи”: компании отрасли “не должны попасть под пресс двух антимонопольных механизмов”. Саму идею повысить контроль над сотовыми компаниями Мининформсвязи считает здравой, уточняет источник в министерстве: де-факто операторы “большой тройки” являются монополистами, а значит, их ценообразование должно стать более прозрачным. Но спешить в министерстве не хотят – прежде надо решить, как именно регулировать сотовиков, добавляет он. Если “большой тройке” придется согласовывать межоператорские тарифы с чиновниками, это как минимум не повредит компаниям “Связьинвеста”: размер их платежей за “приземление” звонков с фиксированных телефонов на сотовые уже регулируется, но их сотовые “дочки” пока вынуждены платить “большой тройке” по завышенным таксам. А вот выигрыш абонентов от возможного снижения этих тарифов неочевиден: после отмены платы за входящие звонки МТС, “Вымпелком” и “Мегафон” повысили стоимость исходящих звонков на 0,5 руб.

“Лукойл” займется продвижением на рынке США возобновляемых источников энергии. Американская “дочка” российской компании Lukoil Americas и американская же BioEnergy International выпустили совместный пресс-релиз, где сообщается, что BioEnergy построит в штате Пенсильвания завод по производству этанола из кукурузы и органических отходов, а Lukoil Americas станет его эксклюзивным покупателем. Этот продукт компания будет использовать для получения из низкооктанового бензина высокооктанового, который она будет продавать на более чем 2000 автозаправок, работающих на Восточном побережье США под брендами Getty, Mobil и Lukoil. Эта биодобавка занимает 10% в объеме готового бензина, и она более экологична, чем аналоги, получаемые из нефти. Власти Пенсильвании принимают в проекте финансовое участие и широко рекламируют его. Губернатор штата заявил, в частности, что это начинание будет способствовать снижению энергозависимости страны от заграницы. Такая господдержка может помочь “Лукойлу” укрепить свой имидж в США, в чем компания сейчас очень нуждается. Два последних года Lukoil Americas занимается переводом автозаправок с американских брендов на свой. Но некоторые дилеры протестуют против этого, опасаясь, что работа под малоизвестной в США торговой маркой приведет к снижению продаж. Возможно, вслед за губернатором отношение к “Лукойлу” поменяют и его американские партнеры.

Регулировать нельзя освободить

Добрая ссора лучше худого мира

Едва помирившись с корейской Samsung, крупнейший российский дистрибутор сотовых трубок – “Евросеть” начала ссору с финской Nokia. Несколько интернет-ресурсов опубликовали письмо основателя и совладельца “Евросети” Евгения Чичваркина к сотрудникам компании – ее представитель подтверждает подлинность письма. Чичваркин обвиняет Nokia в том, что та не отгружает его компании “модные модели” телефонов и не включает “Евросеть” в список дистрибуторов в странах СНГ. Он распорядился с 23 августа поставить телефоны Nokia на дальние полки и продавать их, “только если покупатель настаивает”. Продавцы лишаются комиссионных при продаже телефонов финского производителя, а с 1 октября сотрудникам “Евросети” запрещено использовать телефоны даже в личных целях. Аналогичные меры “Евросеть” уже предпринимала в отношении Samsung: обвинения в недопоставках и поддержке мелких дистрибуторов. Этой весной противостояние, начатое еще в 2002 г., завершилось в пользу “Евросети”: она получила статус официального дистрибутора Samsung, полный ряд моделей ее телефонов (в том числе эксклюзивные) и максимально привлекательные условия погашения товарных кредитов. А в марте 2005 г. “Евросеть” вышла победителем из длившегося четыре года конфликта с той же Nokia: финская компания также присвоила “Евросети” статус официального дистрибутора. Чем завершится очередная ссора этих двух компаний, предсказать непросто. Но если конфликт затянется, то, по мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в этом году Nokia будет непросто сохранить даже третье место по поставкам трубок в Россию. Недаром представители Nokia обещают сделать все возможное, чтобы и дальше вести бизнес с таким крупным партнером.