Бродяга с проектором


К своему юбилейному пятому году летний странствующий видеофестиваль «Пусто» расстался с иллюзиями. Придуманный для оживления заброшенных городских пространств, он забыл о прежних амбициях. Юношеский оптимизм не выдержал столкновения с действительностью. Договариваться о показах видеоарта на открытом воздухе с городскими властями оказалось слишком сложно, соблюдать постоянно возникающие ограничения по звуку, лексике и прочим ненормативным выразительным средствам невыносимо. Потому «Пусто» бросил искать пустыри и свободные от рекламы брандмауэры, согласовывать бумаги, выносить нецензурную часть в клубы. Но страсть к бродяжничеству сохранил. Побывав на «АРТСтрелке», на оседлую жизнь не решился и этим летом переехал в не менее художественное место – в пространство ПRОЕКТ_FАБRИКА на территории бумажной фабрики «Октябрь» на Бауманской (там давно уже не только бумагу делают). От других видеофестивалей «Пусто» отличается помимо отсутствия ПМЖ принципиальной легкостью мысли и возможностью насладиться последними летними вечерами в теплой компании любителей современного искусства.

Большую часть программы покажут, как заведено, на воздухе. Но и в фабричных залах к фестивалю будут открывать видеоинсталляции – каждый день новые. Задолго до представления (которое начинается по расписанию в девять, а по традиции –

на полчасика позже) можно будет насладиться видеогаллюцинациями Гора Чахала, продвинутыми электронными шутками Аристарха Чернышева, новенькими фокусами Якова Каждана, Николая Олейникова и компании. С наступлением темноты «Пусто» вернется к традиционному меню: испытанные временем старые кадры, национальные программы и непонятно как затесавшиеся сюда рекламные ролики.

Опыт показывает: на травке в центре города сходит все – путаница, задержки и всяческая невнятица. Пусть новые серии «Видео на коленке» группы «Синие носы» не сильно отличаются от уже виденных, все равно лучше них летним вечерком могут быть только гастроли екатеринбургского фестиваля сверхкороткого фильма. 30-секундные ролики со всего света собирают для демонстрации на электронных щитах. Они привлекают внимание даже в уличной суете, а августовской ночью смотрятся идеально. Как обычно, покажут программы немецкого видеоарта, специальную программу с испанского фестиваля zemos98, программу голландцев. Экзотическая новинка – таджикский видеоарт. В этом году на «Пусто» демонстрируют не просто подборки, надерганные как попало: в программу включили несколько кураторских проектов. В их числе – очередную главу летописи отечественного видеоарта итальянца Антонио Джеузы. Кажется, что на историю психоделического видео веселых бурных и странных клубных 1990-х и сегодня равняется фестиваль «Пусто».