Дуновение луны


Молодая писательница Шань Са покинула Пекин после кровавых событий 1989-го, поселилась во Франции и начала писать прозу по-французски. Первая же ее книга, «Врата Небесного спокойствия» (1997), была удостоена самой престижной во Франции Гонкуровской премии (в номинации «Дебютный роман») и распродана в количестве 300 000 экземпляров – тираж огромный даже для лауреата.

Врата Небесного спокойствия расположены на площади Тяньаньмэнь, или площади Небесного спокойствия, которая и стала эпицентром студенческих волнений. В начале романа описывается расправа правительства с восставшими. Лидер студенческого движения девушка Аямэй скрывается от ареста в дальней деревушке. Молодой лейтенант Чжао читает конфискованный дневник Аямэй и с отрядом солдат идет по ее следу, все больше недоумевая, как невинная девушка, душа которой раскрылась ему в записях, превратилась в преступницу. Вместе с ним недоумевает и читатель, начиная подозревать гонкуровских академиков в пристрастии к штампам и наивности: неужели они не различили, что в основе замысла лежит расчет – преподнести европейцам ностальгическое фэнтези о Китае, дать им адаптированный и местами неправдоподобный образ китайской истории и традиций?

Но в середине романа схема рушится, а грубоватая кладка реалистического письма идет трещинами. Сквозь проступившие щели внезапно начинает веять дыхание изысканной и тонкой поэзии. Кружат снежинки, похожие на яблоневый цвет, качается одинокая лодка, льется лунный свет – каждая зарисовка Шань Са напоминает отрывки из классической китайской поэзии. Мир магической красоты снимает все противоречия и вопросы, правых и виноватых здесь больше нет. Роман кончается таинственно, странно, и разрешить эту тайну не стоит даже пытаться. Но если все-таки очень хочется, за разгадкой можно обратиться к самому автору – в сентябре Шань Са приедет на Московскую книжную ярмарку и проведет с читателями несколько встреч.