Голливуд сокращает “окна”


Первой голливудской компанией, выпустившей на российский рынок легальный DVD через месяц после премьеры, стал официальный представитель студии Universal – “Юниверсал Пикчерс Рус”. Компания продала 150 000 дисков с фильмом Doom весной этого года. Сейчас практика “короткого окна” распространяется и на другие релизы Universal. Теперь на аналогичный шаг решился “Двадцатый Век Фокс СНГ” – представитель XX Century Fox. 12 сентября – спустя четыре недели после кинопремьеры – компания выпускает DVD “Гарфилд-2”. “Теперь разрыв между премьерой и релизом будет от четырех до шести недель”, – уточнил менеджер по маркетингу компании Роберт Меркель. Правда, в случае с “Гарфилдом” это относится только к российской премьере, так как в США фильм вышел еще 16 июня.

Сначала будет выпускаться полная версия фильма (299 руб. за DVD) с локализованными дополнительными материалами и звуком форматов 5,1 и DTS. Через семь недель XX Century Fox начнет продавать диски с “киноверсией” фильма (149 руб.) без дополнительных материалов. Пиратская копия фильма “Гарфилд-2” уже продается. По мнению Меркеля, благодаря этому шагу продажи фильма в 10 раз превысят показатель первой части фильма. Первый “Гарфилд” появился на DVD через пять месяцев после премьеры, тогда было продано 23 000 дисков. “Сейчас DVD покупает 5–7% зрителей, посмотревших фильм в кино”, – рассказывает Меркель. Он надеется, что “короткое окно” поможет поднять этот показатель до 15–25%.

“На сегодняшний день продажи DVD с “коротким окном” в десятки раз превышают объемы продаж аналогичных релизов “с окном” в четыре месяца”, – говорит генеральный директор российского отделения Universal Егор Борисов. Подобный шаг поможет мейджорам “дополучить недополученную из-за пиратов прибыль и повысить продажи в 6–7 раз”, считает директор по маркетингу и рекламе сети “Пурпурный легион” Александр Лоевский. При этом он отмечает, что данный показатель во многом зависит от качества выпускаемого фильма. Рост продаж объясняется тем, что “короткое окно” позволяет сесть на хвост большому рекламному бюджету нового фильма”, уточнил представитель компании “Видеосервис” (дистрибутор фильмов Sony/Columbia в России и СНГ) Вадим Чесноков. Именно на волне общественного интереса и растут продажи легальных дисков. “Студия таким образом выходит в больший потребительский сегмент”, – резюмирует генеральный директор ООО “Уорнер Брос Энтертейнмент” (представительство Warner Home Video в России) Марина Трушина. Сами пираты новой стратегии легальных производителей не боятся. “Слишком оптимистичными” считает оценки роста продаж распространитель пиратской продукции из города-миллионника, попросивший об анонимности. Он признал, что в Москве подобная стратегия может и сработать, но в регионах доля рынка останется за пиратами. Константин Земченков из Российской антипиратской организации, в свою очередь, считает неоправданными надежды пиратов. “В города-миллионники легальные DVD поступят с опозданием максимум на один день и также будут хорошо продаваться”, – говорит он.

“Окно” между премьерой и выпуском DVD компании сокращают не от хорошей жизни, а ради борьбы с пиратами, говорят эксперты. “Это экономическая борьба за свою долю на рынке”, – уверен Чесноков. В его компании вопрос сокращения “окна” горячо обсуждается, но решение пока не принято. “Если этого не сделать, то можно потерять свое место на рынке”, – признает он. С ним согласна и Трушина из Warner. Правда, ее компания пока не планирует сокращать “окно”. “Если в России выпускать DVD через 4–5 месяцев после премьеры, то собрать на их продажах уже практически ничего невозможно”, – уверен Земченков. По его мнению, “короткое окно” не вредит прокату, чего так часто боятся студии, так как основную кассу фильм собирает в первые две недели. Он надеется, что “за счет подобных нововведений рынок легального видео к концу 2006 г. может вырасти до 45–50 млн DVD”.

По подсчетам РАПО, общий объем рынка в 2006 г. составит 200 млн DVD. В 2005 г. в России было продано 120 млн дисков, из которых легальных – 25 млн.