“Инмарко” покупает


До 2009 г. “Инмарко” собирается вложить в развитие производства $120 млн, рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров группы Дмитрий Докин. $60 млн из них пойдут на строительство нового производства и обновление оборудования на двух уже работающих заводах. Еще $60 млн планируется потратить на скупку действующих хладокомбинатов в европейской части России. Переговоры с собственниками нескольких из них уже идут, говорит Докин. Назвать эти хладокомбинаты он отказался. В 2007 г. “Инмарко” собирается занять 20% федерального рынка, а к 2008 г. увеличить производство до 86 000 т, а оборот – до $250–300 млн.

Производством мороженого, по данным Союза мороженщиков, в России заняты больше 250 производителей. В ближайшие годы эта цифра будет сокращаться, ждут участники рынка: сразу несколько крупнейших производителей заняты скупкой активов. Санкт-Петербургская “Талосто” купила компании “Смайл” и “Метелица”, а недавно, по словам президента “Альтервеста” Виктора Лутовинова, завершила покупку Подольского хладокомбината. “Рамзай” в альянсе с FF&P купил контрольный пакет завода “Айс-Фили”, а в этом году занялся скупкой дистрибуторских компаний в двух столицах. Президент “Айсберри” (объединенная компания) Илья Гордеев заявлял, что за два года планирует завоевать 25% российского рынка, вложив в экспансию $130 млн. “Инмарко” до сих пор не предпринимала решительных шагов по поглощению действующих производств, говорит исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. В опубликованном в декабре 2005 г. проспекте облигаций расширение производственных и складских мощностей в списке планов стояло на последнем месте.

На рынке сформировалась цена в $1 млн за 1000 т годового производства, говорит Докин. Исходя из этой оценки, “Инмарко”, по его словам, и планирует делать покупки. Действующие комбинаты мощностью 5000–10 000 т обойдутся “Инмарко” значительно дороже – от $15 млн плюс стоимость земли, на которой расположено предприятие, считает Елхов.

“Инмарко” могут заинтересовать стабильно работающие предприятия с хорошими брендами и развитой логистикой, рассуждает Елхов. А Докин добавляет к ним наличие хорошей сырьевой базы – сырого молока. По мнению Елхова, отвечают этим условиям Хладокомбинат № 1 и “Петрохолод” в Санкт-Петербурге, Белгородский и Липецкий хладокомбинаты.

Менеджер Хладокомбината № 1, попросивший не упоминать его имени в печати, рассказывает, что в 2005 г. купить предприятие предлагал “Рамзай”, но стороны не договорились о цене. Собственники комбината выставляли его на продажу, но сделка не состоялась и с тех пор о переговорах на рынке ничего не знают, говорят сразу несколько топ-менеджеров-мороженщиков. Первый вице-президент “Айсберри” Вячеслав Климентов не знает ни об одном готовом к продаже хладокомбинате в европейской части страны. “Наш комбинат успешно развивается, и речи о его продаже не идет”, – говорит менеджер по связям с общественностью Белгородского хладокомбината Татьяна Ченцова. А представители “Петрохолода” и Липецкого хладокомбината от комментариев отказались.

Для “Инмарко“ было бы разумнее купить только одно производство, иначе у компании могут возникнуть проблемы с согласованием ассортимента и управлением активами, советует коммерческий директор “Русского холода” Игорь Архипов. По его мнению, принять предложение о продаже могут владельцы Липецкого хладокомбината, если их устроит цена. А Лутовинов считает, что хорошим приобретением для сибирских мороженщиков мог бы стать “Петрохолод”. Большинство сделок по поглощению мелких игроков не дают должного эффекта и отрицательно сказываются на качестве продукта, предостерегает он.