Эталон звучания


Hi-End слагают легенды. А все высококлассные усилители в мире сравниваются с Mark Levinson № 33 Reference Mono Power Amplifier – это уже не легенда, а факт. Недаром усилитель так и называется – эталонный.

В 1972 году музыкант и инженер Марк Левинсон основал в Коннектикуте компанию Mark Levinson. И вот уже тридцать лет вокруг этого имени фанатики

Левинсон одним из первых задумался о качестве звука и причинах, которые его формируют. До него считалось, что чем лучше технические параметры аппаратуры, тем лучше звук. Левинсон высказал мысль крамольную для инженеров, но понятную музыкантам: во главу угла нужно ставить не технические характеристики, а человеческое восприятие звука, живое прослушивание. Никому же в голову не приходит оценивать скрипку Страдивари по ее возможности воспроизвести частоту в 35 кГц. И свои усилители Левинсон стал создавать не по техническим параметрам, а по критерию звучит – не звучит. В итоге после многочисленных проб и ошибок Левинсон пришел к тем решениям, которые не изменились и по сей день.

Усилители Левинсона просто неподъемные – например, № 33 весит 100 кг на один канал! Массой Левинсон борется с обычным сетевым питанием, которое более всего оказывает влияние на конечный сигнал. Даже по Москве стандартные 220 вольт разные: разброс составляет в зависимости от района от 160 до 260 вольт. Но и это не самое страшное – напряжение сильно загрязнено: в него проникает куча всяких бытовых искажений: сосед бреется этажом выше, ребенок играет в Nintendo, жена сушит волосы феном. Искажения, вместе с электричеством попавшие в усилитель, портят выходной сигнал. Кстати, именно по этой причине истинные аудиофилы лучшим временем для прослушивания называют ночные часы: с 23.00 до 01.00, когда большинство «постановщиков помех» уже спят.

С загрязненным напряжением борются при помощи фильтров. В Mark Levinson № 33 стоят регенераторы напряжения. И никаких компактных импульсных источников тока на входе, которые вносят, хоть небольшие, но собственные искажения. Только тороидальные трансформаторы, обладающие наименьшими электромагнитными излучениями, причем очень тяжелые и мощные – в пиковые моменты усилитель может потреблять до нескольких киловатт электроэнергии.

Еще один параметр, который влияет на звук, – выходное сопротивление усилителя. Чем ниже выходное сопротивление, тем лучше усилитель справляется со сложной нагрузкой акустических систем. Написанное на колонках сопротивление (4 или 8 Ом) – усредненное. В Mark Levinson низкое выходное сопротивление достигается путем запараллеливания транзисторов выходного каскада. Это хорошо известно из школьного курса физики – при параллельном включении общее сопротивление падает. Количество выходных транзисторов может достигать трех десятков на канал, тогда как нормой являются два. Причем, чтобы они работали вместе, необходим жесткий подбор – они должны петь как хор. Если обычно транзисторы отбирают по одной-двум статическим характеристикам, то в Mark Levinson – по шести динамическим. И при этом все определяется на слух – заиграют вместе или нет. Hi-End никакими приборами не измеряется – в этом его суть.