Приняты в свет


В поместье Ленокс (штат Массачусетс) 1–3 сентября пройдет 6-й Тэнглвудский джаз-фестиваль. В этом сообщении не было бы ничего странного, если бы Тэнглвуд –

в XIX веке хозяином поместья был писатель Натаниел Готорн – не считался в музыкальном мире символом высокого искусства: ровно 70 лет назад дирижер Сергей Кусевицкий устроил здесь летнюю резиденцию своего Бостонского симфонического оркестра. Местная элита стала проводить летний досуг под звуки Бетховена и Чайковского, а молодые музыканты – заниматься на курсах.

Если бы кто-нибудь сказал Кусевицкому, что в аристократическом Тэнглвуде будет звучать джаз, русский дирижер, скорее всего, просто не поверил бы. Хотя первая блестящая попытка «сделать из джаза леди» была предпринята уже в 1924 году, когда Гершвин написал свою прославленную «Блюзовую рапсодию».

В 1942 году Дюк Эллингтон (начинавший в 1920-е в гангстерском Коттон-клубе) уже исполнял собственную концертную сюиту в Карнеги-холле.

Вот уже шестой год летний сезон в Тэнглвуде завершается джаз-фестивалем – он проходит в День труда, точнее, в первый уик-энд сентября.

Конечно, джазмены в Тэнглвуде играют те, кто устраивает и академическую, и джазовую публику. Во-первых, это Дэйв Брубек – между прочим, первый американский джазмен, игравший в Большом зале Московской консерватории. Он закроет фестиваль своими хитами в сопровождении камерного оркестра. Во-вторых, трубач Уинтон Марсалис, «директор джаза» в Линкольн-центре, первым в истории премии Grammy получивший «Золотой граммофон» сразу и за джаз, и за классику. Кстати, он тоже выступал в Московской консерватории – давал открытый урок истории джаза в Рахманиновском зале.

До Марсалиса академическая публика ничего не знала, скажем, о джазовом прошлом дирижера Андре Превина, а увлечения Иегуди Менухина или Даниэля Баренбойма считались блажью. Теперь же даже оперные примадонны обязаны отметиться как минимум в гершвиновском репертуаре. И не только американки – Кэтлин Бэттл, Барбара Хендрикс или Рене Флеминг. Но если Любовь Казарновская все-таки в молодости нередко бывала в джазовой студии «Москворечье», то что привело Елену Образцову к выступлениям с квартетом Игоря Бутмана?

Тэнглвуд успешно подстраивается под джазовые обычаи. В прошлом году открылось джаз-кафе, где в преддверии вечернего концерта

(а не после, как обычно на джаз-фестивалях) музицируют участники.

Так что в джазе теперь есть свои леди и джентльмены, но, с другой стороны, и высокая классика становится все демократичнее.