Слежка за мусором


Чтобы бороться с несанкционированными свалками, властям Нижнего оказалось недостаточно штрафов за выброс мусора в неположенных местах. Вместо того чтобы увеличивать штрафы и утверждать их с депутатами, мэрия ввела дублирующие инструменты, издав специальное постановление о внесении изменений в Правила благоустройства города. Согласно этим изменениям до 1 сентября 2006 г. все организации, оказывающие услугу муниципалитету по вывозу мусора, должны пройти обязательную сертификацию. В рамках сертификации компании обязаны оборудовать мусоровозы системой GPS-навигации, сообщил “Ведомостям” вице-мэр по вопросам ЖКХ Александр Котельников. Основная задача сертификации – наведение в городе чистоты, обеспечение контроля за своевременностью вывоза отходов, а также за тем, чтобы объемы собранного мусора соответствовали объемам мусора, переданного на полигон для утилизации, пояснил Котельников.

Согласно документу машины, сваливающие мусор в неположенном месте, будут ставиться на штрафные стоянки, а владельцы мусоровозов – штрафоваться. По словам мэра Вадима Булавинова, чтобы ловить нарушителей, в местах несанкционированных свалок можно было бы расставить скрытые милицейские посты. Но пока, признает мэр, милиционеров на все свалки не хватит. Идею оборудовать мусоровозы GPS-навигацией предложил Котельников, который столкнулся с такой практикой в Москве и Одессе.

Суть системы такова: в муниципальном учреждении установлен сервер, куда стекается вся информация о передвижении мусоровозов для осуществления контроля за ними. Если машина не доехала до полигона, на ее водителя и организацию накладывается штраф, пояснил Котельников. Кроме того, на каждую машину вывешивается разрешение, без которого мусоровозы не имеют права передвигаться по городу. В областном ГИБДД, правда, заявили, что им пока не поступало предписаний останавливать автотранспортные средства с подобным “разрешением”.

24 августа 12 коммунальным предприятиям Нижнего Новгорода чиновники мэрии вручили сертификаты на право вывоза мусора. Двумя днями ранее прошло заседание аккредитационной комиссии, которая отобрала эти организации из 20 претендентов. “Остальные не успели вовремя подготовить документы, и мы рассмотрим их заявки позднее”, – сказал директор административно-технической инспекции (АТИ) по благоустройству Нижнего Новгорода Александр Диков. Траты на программное обеспечение администрация города взяла на себя, а организации платили только за оборудование и установку 12 000 руб.

Коммунальные фирмы по-разному отнеслись к нововведению. GPS-навигация будет невыгодна коммунальным компаниям, считает гендиректор ООО “Экопром” Александр Сальнов. “В Москве это более перспективно, поскольку это большой город, а в Нижнем устанавливать ее нецелесообразно – дорогое удовольствие. Мы в качестве эксперимента устанавливали эту систему на своих машинах, но пришли к мнению, что она не стоит таких денег”, – говорит Сальнов. А гендиректора ООО “Стройкомплекс+” Борис Борисов отмечает, что нижегородским компаниям оказалось выгоднее установить систему по рекомендации муниципалитета. “Мы узнавали расценки в Москве, и приобретать ее там оказалось дороже”, – сказал он.

Сотрудник ООО “Чистый мир”, попросивший не называть его фамилию, посетовал, что требования, предъявляемые мэрией, дублируют те, что уже выполнены в ходе лицензирования деятельности на вывоз мусора. “Нам придется пройти ту же процедуру, заплатив дополнительные деньги за навигационную систему, – отмечает он. – На мой взгляд, лицензированные фирмы не будут сваливать мусор где попало. Свалки образуются не от этого, а потому что люди и предприятия безответственно сваливают мусор в неположенных местах”.

Впрочем, скептически к такому решению проблемы относятся и некоторые чиновники. По мнению замминистра ЖКХ Нижегородской области Александра Мартышева, навигация нужна для контроля, но в целом проблему она не решит. Для ее решения нужно две вещи: установить у домов контейнеры адекватного объема и платить деньги коммунальщикам за вывоз мусора только на полигоне – по факту его привоза, считает Мартышев. С ним соглашается и депутат ОЗС, генеральный директор компании “Волга К” Александр Косовских. “Маловероятно, что система будет очень эффективна. Если не будет соответствующей оплаты за вывоз мусора, то тут делай что хочешь – хоть отмечай, хоть не отмечай, – говорит Косовских. – Например, мусоровоз подъехал, но взял не все бочки или высыпал не весь контейнер. Я думаю, в нынешней дремучей ситуации это не выход. Выход – в создании более жесткой конкуренции”.