Стану сказывать я сказки…


Россиянина, которому случится зайти в один из крупных книжных магазинов Китая, наверняка поразит то количество печатной продукции, что украшает прилавки Поднебесной. По оценкам Комитета по книгопечатанию при Госсовете КНР, в 2005 году в Китае вышло около 150 тысяч книг общим тиражом 6,9 млрд. По сравнению с предыдущим годом тиражи выросли на 7,34%. Но читательские предпочтения страны с населением в 1,3 миллиарда человек до недавнего времени оставались почти неизученными. Пекинский центр рыночных консультаций «Открытая книга» решил восполнить пробел и в январе нынешнего года опубликовал результаты исследования китайского книжного рынка за 2005 год.

В отличие от России, где на протяжении нескольких лет топ-листы возглавляли детективы Дарьи Донцовой, главный китайский детективщик Хай Янь даже не попал в десятку. Неинтересны китайскому читателю и романы о кунг-фу, которые благодаря гонконгским боевикам считаются на Западе чуть ли не «самым китайским» чтивом: признанные мастера жанра Гу Лун и Цзинь Юн тоже не вошли в рейтинг. А самыми популярными оказались книги для детей младшего школьного возраста.

Первое место в списке авторов бестселлеров заняла Ян Хунъин, за прошедший год выпустившая 57 книг для детей. Самое кассовое произведение – серия «Озорной сорванец Ма Сяотяо» – одновременно вышло сразу в девяти издательствах. Это занятные истории о приключениях школьника, чистый экшн, и сравнивать сорванца Ма с Гарри Поттером или даже героем «Денискиных рассказов» не стоит. Популярность книжек Хунъин объясняется просто – в Китае с его традиционно огромными семьями политика ограничения рождаемости привела к тому, что единственные отпрыски стали для родителей объектом настоящего культа. И такое внимание к детской литературе вполне понятно.

Очень активные читатели в Китае – подростки и студенты. Правда, читают они не столько учебники, сколько сентиментальные аналоги модных в КНР корейских мыльных опер. На втором месте в рейтинге продаж 23-летний Го Цзинмин, автор слезливых любовных романов для подростков.

Китайские предприниматели, мечтающие превратить страну в преуспевающую бизнес-империю, похоже, в последние годы тоже много читают. Однако наибольшим спросом у них пользуются не серьезные экономические труды, а сборники популярных советов о том, как правильно управлять собственным делом и поддерживать имидж успешного человека. В прошлом году подобная книга «Мелочь – ключ к триумфу» Ван Чжунцю замкнула тройку лидеров продаж.

Четвертое место занял «Волчий тотем» – роман о Внутренней Монголии, написанный модным беллетристом Цзян Жуном и вышедший еще два года назад, но активно раскупающийся до сих пор. Замыкает пятерку самых продаваемых книг научно-популярный труд Чэн Цзюньи «Оценивая Троецарствие», посвященный междоусобной борьбе в Китае в III в. н. э. Автор полемизирует с романом XIV в. «Троецарствие», содержание которого каждый китаец знает с детства. В общепринятой трактовке считалось, что герои романа – добродетельный, высоконравственный правитель и его советник – неизмеримо выше своего соперника, грубого и прагматичного полководца. Однако Чэн доказывает, что сегодня гораздо эффективнее жесткие методы, причем не только в сфере политики, но и в бизнесе, обществе и семье. Книга стала предметом бурных дискуссий и в прессе, и в университетах, и в китайском Интернете.

Среди иностранных сочинителей самый продаваемый автор – вновь детский: писательница Джоан Ролинг. На третьем месте «Код да Винчи», а вот на втором Роберт Кун, автор биографической книги «Человек, который изменил Китай: жизнь и наследие Цзян Цзэминя». Русские книги в КНР тоже переводятся – среди них самыми успешными в прошлом году стали политический нон-фикшн «Владимир Путин: четыре года в Кремле» Роя Медведева, «Воспоминания» Никиты Хрущева, «Горбачев» Андрея Грачева –каждая была продана тиражом по 20 000, что, по китайским меркам, весьма скромно. Но российская проза издается в Китае и вовсе крошечными тиражами, при этом предпочтение отдается не современным авторам, а Николаю Островскому и Александру Фадееву.

Впрочем, и интерес к национальной художественной литературе для взрослых у китайцев тоже невелик. Например, в перечень бестселлеров не попал вышедший в 2005 году эпатажный роман «Братья» писателя Юй Хуа. Это саркастичное произведение о судьбе современного китайского олигарха, выросшего в годы культурной революции, пользуется большой популярностью у интеллектуалов. Но для коммерческого успеха этого, разумеется, недостаточно.