Телефонное право

В конце марта милиция изъяла у “Евросети” 167 500 мобильных телефонов Motorola стоимостью $19 млн. Груз прибыл на Шереметьевскую таможню на самолете, зафрахтованном Motorola, и там был принят ООО “Евросеть Опт”. Телефоны успешно прошли таможенную очистку, но стоило машинам с грузом выехать за пределы “Шереметьево”, как они были арестованы милицией. И Motorola, и “Евросеть” с документами в руках доказывали, что трубки были изготовлены и ввезены законно. Тем не менее в начале апреля Московская региональная прокуратура возбудила уголовное дело по факту ввоза в Россию телефонов Motorola. Дело было возбуждено по ст. 188 ч. 1 (“Контрабанда”, наказание – до пяти лет тюрьмы), ст. 238 ч. 1 (“Выпуск или продажа товаров <...> не отвечающих требованиям безопасности”, до двух лет тюрьмы) и ст. 286 ч. 1 (“Совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его полномочий”, до четырех лет тюрьмы). Motorola и “Евросеть” выступали лишь свидетелями по этому делу. Подозреваемыми числились сотрудники таможенного брокера ООО “Динамика Интер Лайн” и Шереметьевской таможни.

Треть партии милиционеры уничтожили. По итогам экспертизы, выполненной ФГУП “Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти” (ЦИТиС), 50 000 Motorola C115 признали вредными для здоровья. Уровень их электромагнитного излучения превышал норму в 2,5 раза. Стоимость уничтоженной партии глава представительства Motorola в России Сергей Козлов оценил в несколько миллионов долларов. Если исходить из розничной цены Motorola C115, телефоны стоили $2 млн.

Но “Евросеть” и Motorola не оставили дела так. Американская компания поставила в известность о происшествии представителей правительства США и посольства США в России. А еще они написали о ситуации президенту Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Фрадкову. Два источника “Ведомостей” – в правительстве и администрации президента – рассказали, что письмо дошло до адресатов и Владимир Путин наложил резолюцию с требованием разобраться и устранить почву для произвола.

Вскоре в правительстве поднялся настоящий скандал. На заседании правительства 18 мая министр экономического развития Герман Греф, которому Фрадков поручил разбираться с проблемой, заявил, что знает десятки вопиющих фактов, когда следователи без всякого суда в считанные дни продают арестованное имущество по бросовым ценам.

Греф назвал ситуацию с торговлей конфискатом “полной вакханалией”, приобретающей “масштабы национального бедствия”. В распоряжении “Ведомостей” оказались документы, из которых следовало, что конфискованные в 2005 г. милицией телефоны можно купить по бросовым ценам, буквально за несколько рублей. Руководитель объединения предпринимателей “ОПОРа” Сергей Борисов рассказывал, что в августе 2005 г. партия мобильных телефонов на $55 млн по решению Следственного комитета МВД еще до окончания предварительного следствия была переданы РФФИ на реализацию за $3 млн.

Дело Motorola и “Евросети” было доведено до конца. В начале июля Греф провел совещание с участием представителей “Евросети”, Motorola, МВД и Генпрокуратуры, рассказали “Ведомостям” сотрудники обеих компаний, на котором обсуждалась ситуация с телефонами. В начале августа, как следует из имеющихся в распоряжении “Ведомостей” копий документов московской прокуратуры, уголовное дело по факту “контрабандного перемещения через границу” телефонов Motorola было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Те 117 439 трубок, что не были уничтожены, были возвращены “Евросети-Опт”.

В пресс-службе московской прокуратуры сказали, что у них нет информации по данному делу. В “Евросети” и Motorola информацию о закрытии дела и возврате телефонов подтвердили, но “Евросеть” от дальнейших комментариев отказалась. Motorola выражает огромную признательность российским властям за предпринятые действия, сказал вчера глава представительства Motorola в России Сергей Козлов. Ни Motorola, ни “Евросеть” не комментируют, на кого ляжет убыток из-за уничтоженных телефонов. Однако ранее представители “Евросети” неоднократно заявляли, что вся финансовая ответственность за телефоны – на Motorola. Представитель компании утверждает, что Motorola не собирается взыскивать понесенные убытки: “Наша главная цель – оставить этот инцидент в прошлом и избегать подобного в будущем”.

“То, что правоохранительные органы вернули изъятый товар, – это крайне нетипичная ситуация”, – считает PR-директор Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Он списывает этот результат на вмешательство высокопоставленных чиновников. Руководитель проектов ЦСР Владимир Южаков отмечает, что “Евросеть” локально решила проблему, пробившись “наверх”. Но президент и премьер не могут помогать каждой компании, а системно проблема прохождения товаров через таможню осталась. “Там клубок неурегулированных процедур, и это повод для действий комиссии правительства по административной реформе”, – заключает эксперт. “Это окологосударственный бизнес, – признает замминистра экономического развития Андрей Шаронов, – нужны поправки в УК, запрещающие следователям принимать решения об уничтожении изъятых товаров – на этом базировались злоупотребления”. Ведомство Грефа по поручению премьера готовит поправки в законодательство, касающиеся реализации конфискованного и арестованного имущества.