Давайте дружить портами


В ближайшем будущем обзавестись собственными портовыми мощностями на Дальнем Востоке намерены СУЭК, “Сибуглемет” и “Кузбассразрезуголь”. СУЭК строит терминал мощностью 12 млн т угля в год в бухте Мучка в порту Ванино, “Сибуглемет” планирует построить порт в бухте Суходол между Владивостоком и Находкой мощностью 8 млн т угля в год, а “Кузбассразрезуголь” обдумывает возможность строительства третьей очереди угольного терминала в принадлежащем компании порту Восточный.

Но, возможно, строить порты им придется не в одиночку. Как рассказал “Ведомостям” источник в “Распадской”, его компания обсуждает возможность участия в дальневосточных проектах с СУЭК, “Кузбассразрезуглем” и “Сибуглеметом”. По его словам, в ближайшие несколько лет “Распадская” планирует увеличить экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Строить же собственный терминал компания не планирует, так как его мощность должна быть не менее 8 млн т. Но столько угля компания пока не собирается экспортировать.

Директор по корпоративным отношениям и коммуникациям СУЭК Дмитрий Шульга подтвердил “Ведомостям” факт переговоров с “Распадской”. “Неизвестно, какова будет конъюнктура рынка через несколько лет, поэтому СУЭК заинтересована в том, чтобы разделить риски по строительству терминала”, – говорит Шульга. Он отмечает, что СУЭК производит энергетический уголь, а “Распадская” – коксующийся, поэтому продукция двух компаний не будет конкурировать на внешних рынках. Впрочем, Шульга отметил, что СУЭК ведет переговоры и с другими потенциальными инвесторами об участии в своем проекте. В “Кузбассразрезугле” от комментариев отказались, в “Сибуглемете” комментарии получить не удалось.

Сейчас угольный терминал Восточного порта фактически является монополистом в экспорте угля на Дальнем Востоке, говорит аналитик “Атона” Владимир Катунин. По данным агентства “Прайм-ТАСС”, в 2005 г. через Восточный порт было экспортировано 14,072 млн т угля, а через Ванино и Находку – лишь 283 000 т и 209 000 т соответственно. Всего же в 2005 г. через порты России, Прибалтики и Украины было экспортировано 65,6 млн т угля.

По словам первого вице-премьера правительства Якутии Геннадия Алексеева, “сейчас сдерживающим фактором по экспорту угля для российских угольных компаний являются не возможности по добыче, а возможности дальневосточных портов по перевалке грузов”. По словам управляющего директора транспортной “дочки” СУЭК – SUEK AG Игоря Грибановского, при благоприятной ценовой конъюнктуре экспорт российского угля через дальневосточные порты в 2006–2007 гг. может составить 16–17,5 млн т, в 2008 г. – до 20 млн т, в 2010 г. – до 30–32 млн т.

Катунин напоминает, что большинство российских угольных компаний намерены увеличить экспорт в азиатские страны: “Индия, Китай, Япония, Южная Корея будут наращивать производство стали, и им потребуется российский уголь”. Правда, наши угольщики могут упустить шанс закрепиться на азиатских рынках, если не займутся строительством перевалочных мощностей. Ведь крупнейшие экспортеры угля – Австралия и Индонезия – могут составить им серьезную конкуренцию, предостерегает Алексеев.