На связи Джим Моррисон


Британец Джим Моррисон очень любит путешествовать. Вероятно, поэтому он поступил в университет Глазго на специальность “морская биология”, но по специальности не проработал ни дня. Ему удалось устроиться на работу в компанию Cable and Wireless, которая занимается прокладкой оптоволоконных сетей по всему миру. За 10 лет работы в этой компании Моррисон исколесил весь мир – он побывал на Аляске и в Сингапуре, на Бермудах и в Гонконге.

Когда ему удалось частично удовлетворить свою страсть к путешествиям, а однообразная работа стала надоедать, Моррисон снова пошел учиться. Но теперь уже менеджменту. Он успешно окончил программу MBA при университете Стретчклайда и даже остался в нем на год преподавать. В середине 90-х Моррисон вновь вернулся в телекоммуникационную отрасль и устроился работать в British Telecom.

Ему поручили заняться разработкой мобильных устройств и приложений в подразделении BT Cellnet. За пять лет команда Моррисона разработала несколько перспективных устройств, в том числе популярный в Великобритании в начале 2000-х смартфон XDA.

Кому беда, кому удача

В 2001 г. значительные долги вынудили British Telecom продать BT Cellnet. Для Моррисона именно это и стало толчком к созданию собственного бизнеса. Принимая решение, он ни минуты не колебался. Ведь у него уже был обширный опыт управления практически независимым отделом крупной компании. В новую компанию, которую назвали Carrier Systems, он пригласил команду ведущих инженеров и разработчиков из British Telecom.

В свое новое дело Моррисон инвестировал около $1 млн из собственных сбережений. Затем он воспользовался двумя знакомствами, которые сложились за время работы в BT: с тайваньским контрактным производителем мобильных устройств HTC и компанией Microsoft.

Тайваньский контрактный производитель карманных устройств HTC чуть было не попал в крайне неприятную историю. Компания заключила контракт с British Telecom и готовилась выполнить свои обязательства. “По отношению к поставщикам British Telecom повела себя довольно жестоко. Это могло погубить HTC, ведь она не знала, как вернуть миллионы долларов, вложенные в компоненты”, – вспоминает Моррисон. Carrier Systems решила использовать этот контракт, согласно которому HTC должна была произвести 400 000 телефонов. С подразделением мобильной связи компании Microsoft к тому времени Моррисон сотрудничал уже около семи лет.

Двадцать два часа в сутки

Многолетний опыт работы в крупных компаниях во многом помог Моррисону. “Если ты работаешь в British Telecom, тебе открыты все двери, – говорит он. – Но для создания собственного дела некоторые аспекты этого опыта легко могут стать препятствием”.

В новой компании ему пришлось заново привыкать к новому рабочему графику и новому уровню ответственности: “В собственной компании административную работу свалить не на кого. А в крупных организациях ничем подобным мне заниматься не приходилось. Я уже забыл, когда последний раз убирал документы в папку”.

К тому же в первые годы Моррисону пришлось проводить на работе круглые сутки. “Если вы не готовы идти на жертвы, не начинайте собственное дело. Даже мысли о том, что месяцами тебе придется работать по 22 часа в сутки, способны кого угодно вогнать в депрессию”, – говорит он.

Моррисон знал, что, уходя из крупной компании и открывая собственное дело, он многим рискует. “Но у меня не было семьи, и я почувствовал, что могу сделать это”, – говорит он. Спасительной также была мысль о возможности легко устроиться на другую работу.

Друзья и знакомые все равно считают его трудоголиком, который живет только ради своего дела. Когда один из знакомых получил sms от Моррисона, где тот рассказывал, как охотится в Шотландии, то был искренне удивлен, что у предпринимателя нашлось время отправить sms, не говоря уже об охоте.

Ближневосточные козыри

По всем параметрам старт бизнеса был не слишком многообещающим. По стечению обстоятельств Carrier Systems начала продавать телефоны на Ближнем Востоке. На рынке мобильных устройств этот регион не считается приоритетным. Но решение оказалось верным. Всего за четыре года оборот компании достиг $200 млн, а прибыль до налогообложения только за прошлый год составила $22,5 млн. “Оглядываясь назад, я понимаю, что приход на Ближний Восток был гениальной идеей, – говорит Моррисон. – Тогда этот рынок был незрелым. Он позволил нам расти и познавать основы одной из наиболее конкурентных отраслей”.

До сих пор штаб-квартира компании находится в Дубае. В 2004 г. компания была переименована в i-mate. Теперь она продает устройства и оказывает техническую поддержку по всему миру. Смартфоны, которые i-mate создает для компаний, работают на операционной платформе Microsoft Windows. По прогнозам специалистов, рынок подобных устройств, работающих на операционной системе Microsoft Windows, в ближайшие два года вырастет на 400%. В прошлом году Club i-mate, который оказывает многоязычную 24-часовую техническую поддержку по всему миру, принял в свои ряды полумиллионного клиента. Этот клуб стал самым крупным сообществом пользователей Microsoft Windows Mobile.

Правила Моррисона

Моррисон охотно рассказывает о том, какими правилами он руководствуется в бизнесе. Одно из них звучит так: “Важные вопросы лучше решать при личной встрече”. Около 10% проблем можно решить с помощью письма, около 20% – телефонным звонком, а в остальных 70% случаев без личного контакта никак не обойтись”, – говорит он.

Например, когда количество его командировок в Редмонд достигло критической отметки, он решил перебраться из Дубая в Редмонд. И даже купил там для себя новый дом. Но общее количество перелетов вряд ли удастся уменьшить. “Самая ненужная вещь в самолете – это Интернет. Не знаю, кто им пользуется. Уж точно не те люди, которые летают постоянно”, – говорит Моррисон. “Самолет еще не взлетел, а я уже сплю”, – добавляет он в шутку.

Переломный момент в жизни i-mate пришелся на сентябрь 2005 г. В результате первичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже компании удалось привлечь около 35 млн фунтов стерлингов (около $66 млн). “Мы вышли на биржу, потому что никто не мог получить информацию о компании с Ближнего Востока. Люди не могли найти информацию о нас. Деньги позволили нам двигаться вперед”, – говорит Моррисон.

На первый взгляд ему на удивление легко удается находить общий язык с биржевыми аналитиками. Но не все так просто. “Бюрократия и бумажная волокита просто сводят меня с ума. Хоть я и стараюсь не обращать на них особого внимания”, – жалуется он. Моррисон не из тех, кто молится на биржевые котировки. Он говорит: “Моя работа в том, чтобы управлять компанией, а не курсом акций.” (FT, 24.08.2006, Полина Михалева)