Новое лицо к выборам


Председатель СПС Никита Белых объявил, что партия может провести “содержательный ребрендинг”. По его словам, изменения претерпят как название и символика партии, так и ее идеология, также возможны “изменения в руководстве”. Пойти на это СПС заставляет нынешнее невнятное позиционирование в глазах избирателя. “У многих избирателей мы ассоциируемся с действующей властью, а сама власть нас считает оппозицией”, – говорит Белых. Он уточняет, что идея ребрендинга возникла в ходе прошедших летом внутрипартийных дискуссий и консультаций. При ребрендинге должны “сохраниться либеральный, демократический и оппозиционный характер партии с заявкой на лидерство и приверженность курсу либеральных реформ”, разъяснил Белых в беседе с “Ведомостями”. Предложения по ребрендингу будут рассматриваться на ноябрьском съезде партии.

Председатель одного из крупнейших отделений СПС, архангельского, Дмитрий Таскаев настаивал на ребрендинге еще два года назад и рад, что руководство прислушалось к голосу регионов. “С лейблом СПС самоубийственно выходить на выборы, партии нужно обновление”, – говорит он. По его словам, последние годы для поддержания имиджа партии ничего не делалось, сильных отделений на местах очень мало, а слабые не получали никакой помощи из центра, программы или проектов. “Люди стали забывать СПС”, – констатирует Таскаев. Он считает, что ждать мифического объединения демократов бесполезно, – “надо строить в одиночку сильную партию, менять название и эмблему”. Помимо названия надо менять и персональный состав, и программу, и риторику, не согласен член политсовета СПС Борис Немцов. По его словам, ребрендинг как раз и связан с предстоящим объединением демократических сил, которое будет скоординировано СПС.

Конкуренты СПС не до конца понимают, что имеют в виду либералы. “Как можно провести ребрендинг идеологии? Это какой-то нонсенс”, – пожимает плечами завсектором выборных технологий информационно-аналитического отдела ЦК КПРФ Петр Милосердов. В политике с большой натяжкой может использоваться понятие “ребрендинг”, считает замруководителя ЦИК “Единой России”, политконсультант Константин Костин. По его инициативе в прошлом году ЕР сменила эмблему. С нее исчезла карта России, ее цветовая гамма сократилась. Такую визуальную корректировку можно называть ребрендингом, но Белых, по мнению Костина, предлагает нечто другое – глобальную перестройку партии, ее модернизацию.

Партийный ребрендинг только на 20–30% схож с коммерческим, предупреждает вице-президент Бюро агитации и пропаганды Алексей Хлопов: “Надо сделать узнаваемыми и привлекательными название и эмблему новой партии. Надо убедить в правоте и авторитете новых лиц избирателей, донести до них новые программные установки партии. Это крайне сложно”. По оценке эксперта, на разработку и предварительную обкатку нового названия, эмблемы, в том числе на социологические опросы в нескольких регионах, потребуется около $45 000. В целом же ребрендинг и модернизация могут стоить до $6 млн. По мнению Хлопова, кампания должна проходить в два этапа: презентация нового бренда и его закрепление, что предполагает митинги, форумы, концерты. Замгендиректора агентства FCB MA Владимир Коровкин оценивает стоимость ребрендинга и модернизации в $3–4 млн. Креативный директор рекламного агентства Prior Никита Огурцов оценивает продвижение нового бренда в $1–1,5 млн.

Эксперты сомневаются, что ребрендинг спасет партию. Смена названия привлечет совсем малый сегмент неопределившихся избирателей, предостерегает Огурцов, “тратить такие огромные деньги на них неразумно”. Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов считает, что занять поляну либералов сможет лишь совершенно новая партия. А Юрий Коргунюк из фонда “Индем” называет инициативы Белых “нужными, но запоздалыми”.