Обложи себя сам


Сразу несколько регионов – Алтайский и Краснодарский края, Чувашия, Самарская область, а также депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Геннадий Гудков и Анатолий Аксаков предлагают усовершенствовать механизм самообложения граждан. Как рассказал глава комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый, в Госдуму внесено пять таких законопроектов. Все они в целом сводятся к одному: процедуру принятия решения о самообложении необходимо упростить. Референдум – это слишком долго и дорого, лучше заменить его простым опросом населения. А решает вопрос пускай представительный орган местного самоуправления (сельский совет, городская дума и т. д.). Как отмечается в пояснительной записке к депутатскому законопроекту, “это повысит роль и ответственность избранных депутатов, а также будет стимулировать более активное участие граждан в решении вопросов местного самоуправления”. Законопроекты планируется рассмотреть в октябре. Глава профильного комитета сомневается в их перспективах: если местная власть начнет устанавливать обязательные платежи, появятся признаки налога, предупреждает Мокрый.

Авторы инициативы объясняют потребность в дополнительных платежах нищетой муниципалитетов. “Средств, поступающих <...> в виде налогов и сборов, крайне недостаточно для решения первоочередных задач”, – говорится в пояснительной записке алтайских законодателей. Они признаются, что местные муниципальные власти уже решают вопросы самообложения без всяких референдумов и сходов. Правда, с этим борется прокуратура. “По протесту прокурора было отменено постановление собрания депутатов Ростошинского совета Алтайского района о самообложении на благоустройство – по 100 руб. с семьи”, – рассказывает сотрудник краевой прокуратуры Светлана Енушкевич. А в прокуратуре Белгородской области отмечают, что такие нарушения фиксировались практически во всех сельских поселениях.

По официальной статистике, муниципалитеты совсем не бедствуют. “Формально финансовая обеспеченность местного самоуправления улучшилась, – рассказывает директор департамента Министерства регионального развития Сергей Мирошников. – По данным Минфина, общий объем муниципальных бюджетов в этом году составил 837 млрд руб. – на 16% больше, чем в 2005 г., а расходные обязательства уменьшились более чем на 200 млрд. 30% местных бюджетов сбалансированы, 52% составлены с профицитом и только 18% испытывают дефицит. Впрочем, он не превышает 6% дохода”. Но это парадная сторона, добавляет чиновник. На самом деле власть на местах только появилась. И, приступив к решению проблем, которые до сих пор вообще никто не решал, тут же ощутила нехватку средств. Скрытый дефицит может достигать 300–400 млрд руб., говорит Мирошников. Поскольку благосостояние населения растет, велик соблазн решить проблемы за его счет, а не за счет бюджета, заключает чиновник.

“Самообложение – это нормально для небольших сельских поселений, где все друг друга знают и сразу видно, куда пошли деньги”, – считает глава Угличского муниципального района Элеонора Шереметьева. На самом деле оно есть и сейчас, добавляет она, но чаще носит неофициальный характер – например, главы поселений могут обложить “оброком” в 100 руб. дачников. По словам Шереметьевой, возражений это не вызывает, но в крупных городах расходы властей контролировать сложнее и дополнительные поборы могут вызвать раздражение. “Конечно, добровольно-принудительный сбор намного эффективнее, чем добровольный, и мы бы с удовольствием его применяли, – признается мэр Архангельска Александр Донской. – Но все-таки справедливее решать проблему за счет расширения собственной налогооблагаемой базы муниципалитетов”. Пока она лишь сокращается: два года назад наверх забрали акцизы на алкоголь, а в прошлом году – 10% подоходного налога, жалуется мэр.