Особая Усть-Луга


В пятницу губернатор Ленобласти Валерий Сердюков встретился с президентом Владимиром Путиным в его резиденции Бочаров Ручей в Сочи. Президент обсудил с Сердюковым вопрос создания особой экономической зоны в порту Усть-Луга, передает пресс-служба президента. Сердюков доложил Путину о запуске 7 сентября паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – порты Германии и попросил дополнительно выделить 700 млн руб. на строительство второй очереди паромного терминала для перевалки автомобилей. Путин поинтересовался, как продвигается создание свободной экономической зоны в порту Усть-Луга и, получив ответ, что она еще согласовывается в правительстве, обещал Сердюкову помочь. “Валерий Павлович, импульс определенный я дам в этом направлении”, – цитирует пресс-служба президента его слова.

В конце прошлого года Ленобласть уже участвовала в конкурсе Минэкономразвития на создание промышленной ОЭЗ близ Усть-Луги, но проиграла его. Как рассказывал “Ведомостям” в ноябре 2005 г. вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас, администрация готова была потратить на обустройство зоны около 3,2 млрд руб. и ожидала около 80 млрд руб. частных инвестиций в строительство там машиностроительных, пищевых, химических и деревообрабатывающих производств. Чиновник областного правительства, попросивший не называть его имени в печати, сообщил, что эта же заявка будет подана на повторный конкурс, который Минэкономразвития запланировало на эту осень.

Ленобласть не получила статус ОЭЗ, поскольку не представила комиссии Минэкономразвития списка потенциальных резидентов, уверяет руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов. Но Усть-Луга имеет хорошие шансы стать еще и портовой ОЭЗ, полагает он. До конца года будет принят закон об особых экономических зонах портового типа, рассказывает Жданов. По его словам, единственным ведомством, которое до сих пор не согласовало законопроект, является Минфин. Связаться с представителями Минфина вчера не удалось.

По словам Жданова, согласно законопроекту режим ОЭЗ в портах будет действовать 49 лет, а не 20 лет, как для остальных зон. Одна из преференций, которую получат резиденты портовой зоны, – возможность создания свободного таможенного склада на территории порта, говорит чиновник. Режим свободного таможенного склада позволяет хранить ввезенные товары без уплаты пошлины в течение трех лет.

Как только появится такая возможность, Ленобласть подаст заявку и на создание портовой ОЭЗ в Усть-Луге, говорит чиновник областного правительства. Он рассчитывает, что свободный таможенный склад сделает порт конкурентоспособным в перевалке автомобилей, которые сейчас ввозятся в Россию через финские и прибалтийские порты. “Если к этому вопросу подключился президент, то процесс прохождения закона о портовых зонах ускорится и Усть-Луга обязательно получит этот статус”, – радуется чиновник.

По данным ИА SeaNews, в 2005 г. в Россию было импортировано 565 920 новых и подержанных легковых автомобилей на сумму свыше $5,6 млрд, 75% из них ввезены из Финляндии через областные пограничные пункты Торфяновка, Брусничное, Выборг и Светогорск. По данным минтранса Финляндии, в 2005 г. три финских порта – Ханко, Котка и Турку перевалили около 340 000 автомобилей, причем около 75% из них отправились в Россию. Весной управляющая строительством порта компания “Усть-Луга” заявляла о намерении создать терминал по перевалке автомобилей.

Аналогичный терминал таможенный брокер “Российские транспортные линии” (РТЛ) собирается строить неподалеку от Усть-Луги в бухте Вистино. Получить статус свободного таможенного склада можно и без закона о портовых ОЭЗ, говорит гендиректор РТЛ Денис Щербаков. Он утверждает, что ведет с Федеральной таможенной службой переговоры о получении такого статуса для терминала, который планируется построить в Вистино.

Порты Финляндии автоэкспортеры используют не только для перевалки, но и для хранения запаса автомобилей, рассказывает Роман Хапаев, гендиректор “Карнэт-2000”, официального импортера Hyundai. Если хотя бы один из областных терминалов получит режим свободного таможенного склада, то можно будет экономить $200–300 на каждом рейсе автомобилевоза, говорит он. Ведь от Усть-Луги до Петербурга и Москвы ближе, чем от финских портов. Связаться с представителями компании “Усть-Луга” вчера не удалось.