РЖД собралась в Саудовскую Аравию

Тендер на строительство трассы “Север – Юг” вызвал настоящий ажиотаж среди подрядчиков. Ведь это один из самых масштабных проектов на Ближнем Востоке: общая длина трассы должна составить 2400 км, а ее стоимость превысить $2 млрд. Только услуги консультантов и разработчиков проекта – консорциума во главе с американской Louis Berger Group – обошлись бюджету королевства в $137 млн.

В апреле на предквалификационный конкурс поступило 28 заявок, из которых отбор прошли 18, рассказал “Ведомостям” генеральный секретарь минфина Саудовской Аравии Мансур Аль-Майман. РЖД, по его словам, была единственной российской компанией. И, если верить ее конкурентам, проявила редкую самостоятельность. Лишь она и Saudi Binladin Group, основанная отцом международного террориста № 1, прошли первый тур без партнеров, рассказал “Ведомостям” координатор проекта Saudi Binladin Group Ахмед Анис. Это подтверждает сотрудник Saudi Orger, другого участника конкурса. Оставшиеся 16 претендентов подавали заявки в составе консорциумов из подрядных организаций, поставщиков техники, инвестфондов и проч. В саудовском минфине назвали только организаторов этих консорциумов. Кроме РЖД в нем четыре саудовские компании, пять китайских, по одной из Кореи, Японии, Малайзии, Египта, Германии, Испании и Австралии, а также специально созданный Saudi Emirates Malaysia Korea Consortium.

Проект разбит на четыре участка. Заявки на строительство трех из них принимаются до 29 октября, говорит Аль-Майман. Итоги конкурса подведут в конце этого – начале следующего года. Четвертый контракт будет “разыгран” позднее.

Представители РЖД от комментариев отказались. Два источника, близких к монополии, признались, что неделю назад в РЖД поступила конкурсная документация. Готовить заявки для этого тендера и других международных конкурсов будет специально созданная структура РЖД – “Зарубежстрой”. На какие контракты будет претендовать РЖД, еще не решено, уверяют собеседники “Ведомостей”. Один из них не исключает появления партнеров, ведь для РЖД это первый подобный проект.

Ахмед Анис из Binladin Group уверен, что у РЖД, как у крупной госкорпорации, большие шансы получить хотя бы один из четырех контрактов. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский не столь оптимистичен. В Саудовской Аравии контракт может получить только та компания, первые лица которой по-настоящему дружны с кем-то из королевской семьи, поясняет эксперт. Саудовский король Абдалла лишь однажды посещал Россию – осенью 2003 г., еще будучи наследным принцем. Таких встреч не было с конца 1930-х гг., когда СССР и Саудовская Аравия рассорились из-за отданных США нефтяных концессий. Сейчас отношения потеплели, но “точечными” визитами, по мнению Сатановского, дружбы королевской семьи мы пока не заслужили. Например, “Ингеоком” в этом году, по данным саудовского минфина, не прошел даже предварительный отбор на тендер по другому железнодорожному проекту в Саудовской Аравии – 940 км от Эр-Рияда до Красного моря. В саудовском минфине, Louis Berger и посольстве России в Саудовской Аравии не стали обсуждать шансы РЖД в тендере.

Победа РЖД стала бы для России настоящим прорывом в отношениях со странами, которые никогда не были “братскими” для бывшего СССР, рассуждает директор Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. Подобных гражданских контрактов у России не было. В 2004 г. РЖД подписала соглашение о сотрудничестве с Аргентиной, но о серьезных проектах компании в этой стране пока ничего не слышно. Подыскивают себе крупные контракты в Латинской Америке и “Газпром” с “Лукойлом”, добавляет аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Самый крупный – строительство газопровода Венесуэла – Бразилия – Аргентина на $17–23 млрд. Но ни один из этих проектов еще не запущен, напоминает эксперт.