В обход Литвы


В субботу на встрече с Владимиром Путиным Георгий Боос сообщил о завершении проекта железнодорожного паромного сообщения в Калининградской области. “Паромная линия способна полностью закрыть грузооборот между Калининградской областью и другими регионами России”, – заверил губернатор президента. В пресс-службе РЖД “Ведомостям” уточнили, что паром начнет курсировать с середины сентября.

Планы ограничить железнодорожный транзит участка дороги Кена – Кибартай появились у Литвы, когда “Транснефть” начала ремонт нефтепровода “Дружба-1” в конце июля. Это привело к остановке литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta. Наблюдатели предположили, что так Москва отплатила Литве за то, что НПЗ – актив обанкротившегося ЮКОСа – был продан не российской компании, а польской PKN Orlen. Но Боос после встречи с Путиным пояснил, что ремонт нужен потому, что ресурс нефтепровода “выработан вдвое”. Губернатор признался, что доложил президенту, “какие у нас есть варианты подстраховки в случае, если Литва действительно вообще перекроет участок железной дороги”. Он добавил, что пока официальных заявлений из Вильнюса не получал: “Я не могу поверить, что они на это пойдут.”

Чиновники, бизнесмены и эксперты не верят, что литовская сторона осуществит свои угрозы, а Россия переведет все перевозки на паром. Если литовцы начнут перекрывать железные дороги под предлогом ремонта, а российские власти будут делать то же самое с трубопроводом, то это будет огромный удар по экономике области в плане грузовых перевозок и социальных последствий, говорит Сергей Приходько из Института экономики переходного периода. “Одни предприятия останутся без сырья, другие без сбыта, убытки будут у крупных российских хозяйственных субъектов, которые пользуются портами для вывоза нефти и нефтепродуктов”, – убежден эксперт. Конкретные цифры издержек эксперт назвать затруднился, пояснив, что такой расклад серьезно не воспринимается и расчетов никто не вел.

Не верит в угрозы перекрыть железнодорожный транзит и министр по развитию территорий калининградского правительства Михаил Плюхин. “Пока это только неофициальный обмен высказываниями, никаких документов на этот счет нет”, – заявил он “Ведомостям”. “Такой расклад я не вижу даже в фантастическом сне”, – говорит гендиректор калининградского автомобилестроительного предприятия ЗАО “Автотор” Валерий Горбунов. Вместе с тем, по его словам, “Автотор” уже давно планировал использовать паром в качестве альтернативы железной дороге, потому что это обойдется дешевле, чем литовские тарифы на транзит.